За основу берутся ритм и гармония. «Вести» узнали, что такое колокольное искусство сегодня Вместо реальных звонарей на колокольнях церквей в России всё чаще устанавливают систему «электрозвонарь». Её просто запрограммировать, но при таком подходе теряется уникальность и мелодичность. Хотя спрос на этот вид искусства до сих пор есть. О том, какое значение колокольный звон имеет сейчас, и где отливают колокола, нашему корреспонденту Игорю Данилову рассказал автор учебника «Самоучитель игры на русской звоннице», действительный член Ассоциации колокольного искусства России - Павел Радин. За основу берутся ритм и гармония. «Вести» узнали, что такое колокольное искусство сегодня
За основу берутся ритм и гармония. «Вести» узнали, что такое колокольное искусство сегодня

За основу берутся ритм и гармония. «Вести» узнали, что такое колокольное искусство сегодня

Вместо реальных звонарей на колокольнях церквей в России всё чаще устанавливают систему «электрозвонарь». Её просто запрограммировать, но при таком подходе теряется уникальность и мелодичность. Хотя спрос на этот вид искусства до сих пор есть. О том, какое значение колокольный звон имеет сейчас, и где отливают колокола, нашему корреспонденту Игорю Данилову рассказал автор учебника «Самоучитель игры на русской звоннице», действительный член Ассоциации колокольного искусства России - Павел Радин.

— Корреспондент: Здравствуйте, Павел Витальевич. История колокола насчитывает много веков. И, например, известно, что раньше, его использовали для сбора граждан. А для чего колокольный звон сейчас?
— Павел Радин, действительный член Ассоциации колокольного искусства России: Он обозначает то же самое, что и раньше - призыв к богослужению. Но с течением веков, как вы правильно сказали, а колокол существует не века, а тысячелетия, колокольный звон в Европе и России развился в уже искусство. Особенно в России, потому что русский колокольный звон - это не совсем музыка в понимании европейского человека, в понимании человека музыканта. У нас главным образом за основу берётся ритм и гармония. Как только появилось много колоколов, возник вопрос - как в них звонить. И постепенно из чисто сигнальной функции колокольный звон приобрёл художественную составляющую. Он пришёл от Благовеста через перезвон - это перебор колоколов по одному, и достиг своей высшей формы на сегодня - это трезвон.

— Сложно ли научиться этому делу?
— В целом, не тяжело. Если ты не ставишь перед собой творческих задач. Есть школы, которые за месяц учат. Но вы же понимаете, что получаем просто базовый навык управления. Но самый-самый примитивный: нога топает отдельно, рука отдельно от ноги, правая рука отдельно от левой руки, чтоб они не играли вместе. Все остальное конечно... я вот до сих пор совершенствуюсь.

— Насколько колокол вообще изучен наукой? Я знаю, что его использовали в медицинских целях. Я имею ввиду звон.
— Акустики изучали звук и уникальность. Там действительно интересно, но интересно не с медицинской точки зрения. Колокол - единственный инструмент, который заставляет мозг ошибаться. Мы привыкли слышать гитару, балалайку, голос через этот натуральный строй. До-до-соль-до-ми и так далее. Так вот, когда ты слышишь русский колокол - мозг слышит до-до, потом должно идти си, а там фа-диез. И не ми, а допустим, рэ. И тут мозг достраивает - что, собственно, я слышу? Поэтому тяжело очень спеть звук колокола. Попробуйте встать где-то, услышать, вы не попадёте в ноту просто.

— Существуют ли сейчас мастера по отливу колоколов?
— Есть литейщики, слава Богу. Литейное искусство, вы же понимаете, всё порушено. Оно восстановилось, восстановилось многообразно. Какие идут баталии среди приверженцев того или иного литейщика - это просто потрясающе. Есть серьёзные заводы Питкова, Анисимова, Шувалова. А есть такие, например, отец Романов в Москве - то есть не такой размах, не гигантский.

— У нас в Пскове уже много лет проходит фестиваль колокольного звона. Как вы к нему относитесь?
— Приезжают на фестиваль звонари одни и те же. С одной стороны, это печально, с другой - хорошо. Ведь приезжают крутые спецы, традиционные звонари, большие музыканты. Плюс в этом - всё, что они приносят хорошие образцы колокольной музыки и исполняют её в том или ином городском пространстве. Зрителей бывает много, бывает мало. Чаще мало, но ведь колокольный звон - это такая музыка пассивная, её слышат все, волей или неволей. Мало авторской музыки, вот что я хочу сказать. Мало, и мало того, это ещё и невозможно. Авторская музыка возможна только на том инструменте, на котором она сочинена. Перенести на другой инструмент ты можешь только какие-то элементы. Элементы этого звона. На другой колокольне будет другой состав колоколов по звуку, и там, просто можешь потеряться

Игорь Данилов. Вести-Псков


Поделиться