Накануне Дня памяти и скорби псковские ветераны делятся воспоминаниями о страшных днях войны
Завтра в России день памяти и скорби. Семьдесят восемь лет назад началась Великая Отечественная война. К концу лета сорок первого Псковская земля оказалась в оккупации. Воспоминания тех, кто помнит эти страшные дни услышала Екатерина Давыдова.
НАТАЛЬЯ ИСАКОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «Везде проходили митинги на предприятиях, в городе и люди надеялись, что скоро будет победа. Они верили в нашу Красную армию, они верили, что они в ходе быстрых боев победят германские войска».
В первые дни войны из Пскова на фронт ушли более пятнадцати тысяч человек. А ведь только накануне в области прошли выпускные вечера. В одно мгновение планы и жизнь людей изменились.
Когда началась война Евгении Васильевне было тринадцать лет. Семья пыталась спрятаться в лесу. Но дорогу обстреляли немцы.
ЕВГЕНИЯ БЕРЕЗИНА, УЗНИК КОНЦЛАГЕРЯ: «Папа взял меня за руку и говорит, пойдем дочь в поле. Пришли в поле, а там стояла рожь. Он закурил, чирнул спичку, а не загасшую спичку кинул в рожь. Загорелась рожь черным дымом. А я говорю, папа ты же бригадир, как ты мог зерно сжечь, а он говорит: дочь никогда не оставляй врагу хлеб, выращенный тобою».
Уже второго июля начались бомбардировки Пскова и Великих Лук. Три дня отступающие советские части сражались за Остров, уничтожив более ста сорока немецких танков. Бои за Великие Луки продолжались больше месяца. Советские солдаты удерживали город, не пуская в глубь страны семь вражеских дивизий. Но к концу лета Псковская земля оказалась в оккупации. Нацисты устанавливали свои порядки. Все жители должны были регистрироваться в специальных управах и работать. Вместо школы, вспоминает Евгения Васильевна убирала снег, чистила конюшни, стирала немецкое белье, наводила порядок в комнатах немецких летчиков. А спустя два года за помощь партизанам всю деревню фашисты отправили в концлагерь в Германию. Вернулась семья домой только в конце сорок пятого. В родную деревню Клишово, от которой осталась только изрытая воронками земля. И о той жизни которая была до дня, когда началась война, осталось только вспоминать.
ЕВГЕНИЯ БЕРЕЗИНА, УЗНИК КОНЦЛАГЕРЯ: «Для нас он значит страх. Я так его боюсь, я так его не хочу вспоминать, я плачу, когда вспоминаю этот день, чтобы его никогда не было в моей жизни».
Екатерина Давыдова, Иван Павлов, Юрий Ильин, Василий Нордэн