Диктор Александр Каменский
Моя история простая: работал в деревне, преподавал в школе. Как-то приехал в отпуск, встретил знакомого. Он говорит: «Слушай, тут конкурс объявляется на диктора. Не хочешь поучаствовать?» Я решил рискнуть, попробовать. После третьего тура мне сказали: «Ты прошел» и послали учиться в Санкт-Петербург (тогда – Ленинград), а затем через год - в Москву.
Курс по телевидению (я начинал работать именно на телевидении) у нас вела Лидия Дмитриевна Глуховская, которая нам всегда советовала смотреть прямые эфиры. Сейчас они, кстати, стали более скучные, чем раньше. Ведь, что такое прямой эфир? Это – некая спонтанность, импровизация. В этом смысле, думаю, самым непревзойдённым был Александр Невзоров и его «600 секунд». Когда он появлялся в прямом эфире, все замирали. Само название передачи было удачное: не 10 минут, а именно 600 секунд.
Мне нравится работать в прямом эфире. Конечно, это сложнее, чем в записи. Зато интереснее…
В советское время были довольно жесткие, не всегда разумные установки, Работали, в основном, за счет голосовых тонов и полутонов. То есть, тон менялся в зависимости от содержания. С одной стороны, хорошо, что сегодня таких установок уже нет, а есть полная свобода интонаций. Но, с другой стороны, и это – моё личное мнение: когда нет никаких устоев, всё быстро «приедается» и тебе становится не интересно.
Помню, как в 1991 году произошёл настоящий переворот, когда профессию диктора «выкинули». У микрофона появились ведущие. Это был ужас! Сейчас ты включаешь телевизор, допустим, в девять часов утра. Идут новости. Но ведь ведущий этих новостей по факту – тот же диктор. Только профессионализм часто уже не тот. Читать новости может не каждый! Хотя, трудно сказать… Время–то изменилось.
Сейчас техника ушла настолько вперед, что это, конечно, фантастика. У нас работал оператор Валентин Янус (погиб в Чечне, в командировке), который был супер-мастер по свету и звуку. Ему практически не было равных, а сейчас многое уже умеют делать те, кто недавно пришёл работать на телевидение. Техника даёт такие возможности, о которых мы в своё время даже не представляли.
Я работаю на радио, веду информационные выпуски. Что для меня интереснее – радио или телевидение? Наверное, не столь важно, как ты смотришься или как звучишь. Для меня главное в профессии, чтобы не раздражать слушателей. Я почти сорок лет у микрофона и пока, слава Богу, отрицательных откликов не получал.
Когда меня спрашивают, узнают ли мой голос, я даже удивляюсь, считая его обычным, а, оказывается, узнают.
Записал Александр Филипповский в апреле 2013 г.