Стала известна дата премьеры исторической драмы «Грозный»
На телеканале «Россия» 23 ноября в 21:20 – премьера грандиозной исторической драмы «Грозный». На экране – подлинная история, аутентичный колорит эпохи и даже музыка Ивана Грозного. Сотни актеров массовых сцен, около тысячи костюмов, 400 пластических образов – все это перенесет зрителя в XVI век – период исторических потрясений и неистовых человеческих страстей. В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют сразу два блестящих артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.
Иван Грозный – самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный – самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал «Грозный» – попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души.
СИНОПСИС
1571 год. Москва разорена после жестокого набега крымского хана Девлет-Гирея. Государь Иван Грозный, решив, что его царству пришел конец, начинает писать летопись своей жизни. Он вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден. Не может уйти и от воспоминаний о жене Анастасии, брак с которой был самым счастливым периодом его жизни, любовь, осветившую первые годы его царствования… Вокруг молодого Ивана IV – верные люди и мудрые советники. Он покорил Казань, создал новое войско, установил новый закон, у него родился наследник. Но скоро светлому царствованию приходит конец: наследник гибнет, за ним – любимая жена, а бывшие верные советники один за другим превращаются в предателей. Иван IV постепенно перерождается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. И теперь слухи о его жестокости и буйном нраве становятся правдой, и эти перемены в характере царя меняют историю. На Русь надвигаются враги – сумеет ли страна выстоять?
ВЕЛИКИЙ ПОЛИТИК И ВЕЛИКИЙ ЗЛОДЕЙ
Первый Царь Всея Руси, создатель крупнейшего евразийского государства и великий реформатор, Иван IV был не только жестоким тираном, но одним из самых образованных и литературно одаренных людей: современники называли его «мужем чюдного разсуждения», а историки сравнивали с Нероном – «артистом на троне». В картине он появляется именно в этой роли – пишущим летопись своей жизни. Иван Грозный (Сергей Маковецкий) вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, счастливый брак с Анастасией Захарьиной-Юрьевой (Татьяна Лялина) и ее гибель, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден.
Хронологически картина охватывает первые 26 лет царствования Ивана IV (1547 – 1573). Через отношения Грозного с окружавшими его людьми показаны исторические события: Московское восстание (1547), утверждение Судебника (1550), основание Печатного двора (1553), установление торговых и дипломатических отношений с Англией (1553), строительство Покровского собора (1555 – 1561), поход на Москву крымского хана Девлет-Гирея (1571), опричнина (1565 – 1572), битва при Молодях (1572).
«Это тяжелая психологическая драма человека, которой в детстве перетерпел очень много проблем: смерть матери, унижение, жестокость. Мы рассказываем про его внутренний мир, комплексы, отношения с близкими людьми, его заблуждения, про то, как он видел этот мир и как его со временем переосознал», — Алексей Андрианов, режиссер.
В картине воссозданы образы исторических лиц: опричные воеводы Малюта Скуратов (Виктор Сухоруков), Афанасий Вяземский (Игорь Миркурбанов), Алексей Басманов (Виталий Хаев) и его сын Федор (Виктор Добронравов); князь Андрей Курбский (Константин Крюков), думный дьяк Андрей Щелкалов (Владимир Стеклов), бабушка Ивана Грозного Анна Глинская (Людмила Полякова), князь и двоюродный брат царя Владимир Cтарицкий (Артем Ткаченко), его мать Ефросинья Старицкая (Людмила Чиркова) и жена, княгиня Ефросинья Старицкая (Мария Палей); митрополит Макарий (Леонид Кулагин), великий князь Иван III (Евгений Цыганов), советник царя Алексей Адашев (Антон Феоктистов), протопоп Сильвестр (Владимир Симонов). А такие персонажи как боярин Челяднин (Никита Панфилов), Лука Бондарев (Артур Иванов) и его жена Дарья в исполнении Марии Шумаковой – вымышленные персонажи. Это собирательные образы людей того времени.
«Из всего, что я прочел, передо мной возник образ, в первую очередь, страдающего человека. Сироты, который с самых юных лет был ожесточен унижениями. Человека греховного, который мечтал стать праведником, но не смог. Человека, которого всю жизнь окружали предательство и заговоры, и чья жестокость была единственно возможным ответом. Нет желания как-то “обелить” Грозного. Говорить, что он не совершал чудовищных злодеяний – неверно. Но нельзя забывать, в какое время он жил и не видеть, что в Европе в ту же эпоху казни и расправы были обыденностью», — Тимур Эзугбая, автор сценария
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. ИСТОРИЯ РОССИИ
«Грозный» – часть цикла «История любви. История России». В финальных кадрах «Софии» юного Ивана IV венчают на царство в Успенском соборе, а «Годунов» отражает последние годы правления Грозного. Над сериалом «Грозный» работала та же съемочная группа, которая создавала одни из самых рейтинговых проектов телеканала «Россия» – «Софию» и «Годунова». Режиссер-постановщик – Алексей Андрианов, получивший два «Золотых орла» за первые две части цикла. Оператор – Денис Аларкон, обладатель премии «Золотой орел» за фильм «Шпион», работавший над картинами «Достоевский» и «Бесы». За художественную часть «Грозного» вновь отвечают художник-постановщик Евгений Качанов (также делал картину «Зулейха открывает глаза»), художники по гриму Елена Фомичева и Анастасия Эсадзе (финалист премии АПКиТ за сериал «София»), и художник по костюмам Наталья Салтыкова, создавшая костюмы в «Софии» и «Годунове».
«Мы не снимали в хронологическом порядке, побоялись. Грозный – очень серьезная, трудная тема, поэтому сначала мы снимали “Софию”, а потом “Годунова”. Это очень важная фигура для нашей истории, но вокруг него очень много басен и попыток политически использовать. Поэтому каждый в съемочной группе должен был проникнуться, вжиться в это время, должен был что-то почитать для того, чтобы сформировать обо всем свое мнение
и эмоциональное ощущение», — Екатерина Жукова, продюсер.
ЛЮБОВЬ
Ключевая сюжетная линия картины – любовь молодого Ивана Грозного (Александр Яценко) и его первой жены Анастасии (Татьяна Лялина). По свидетельству историков, Иван действительно очень любил свою первую жену. Это благотворно отразилось на его правлении в первые 13 лет царствования. Смерть Анастасии меняет все: Иван IV постепенно превращается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. В картине появляется и вторая супруга государя – Мария Темрюковна (Милена Радулович), дочь кабардинского князя Темрюка. Самостоятельный и сильный персонаж, она – антипод Анастасии. Других жен царя в картине зритель не увидит – повествование заканчивается хронологически раньше их появления.
«Для меня весь фильм – в первую очередь история потерянной любви и история погружения человека, который всю жизнь отчаянно тянулся к свету, во мрак. Я бы сформулировал посыл картины так: в какую бы тьму ни погружалась душа человеческая, истинная любовь всегда способна осветить ее. Любовь Ивана и Анастасии – та, которой Бог одаривает далеко не каждого. Их душевное единение – едва ли не самое главное, что есть в картине. Даже когда Анастасия умирает, Иван все еще живет памятью о ней. Поэтому Анастасия на уровне воспоминания никогда не уходит из сценария», — Тимур Эзугбая, автор сценария
ДВА ИВАНА
Перемены в характере Ивана Грозного призваны отразить два блестящих актера. Александр Яценко – Иван IV в молодые годы, Сергей Маковецкий – после смерти Анастасии. Перед гримерами стояла непростая задача: показать исторически сложившийся стереотипный образ Ивана Грозного и одновременно сделать физически похожими друг на друга двух совершенно несхожих людей. А перед артистами – «слиться» в единый образ. Сергей Маковецкий проводил в гримерной по 2-3 часа: он играет Грозного в двух возрастах. Работа гримеров в картине беспрецедентна. В «Грозном» больше 140 персонажей, треть из которых представлены в разных возрастах, требующих разной пластики, усов и бород – итого около 400 образов.
«Гениальный у нас Грозный-Маковецкий. Невероятно так перевоплотиться – у него даже фаланги пальцев менялись. Есть сцены, где он в шахматы играет, и когда он берет шахматную фигуру, на крупном плане у него не пальцы артиста Маковецкого, а руки древнего старца. Как он это делает, я не понимаю», — Евгений Качанов, художник-постановщик.
«Помню, мы с кем-то из актеров только закончили сниматься в одном проекте и снова встретились на “Грозном”. Он долго не понимал, кто играет царя, присматривался ко мне. А я до последнего не говорил с ним, ждал. Потом он даже спросил гримера», — Александр Яценко, актер.
СЦЕНАРИЙ
Сценарий картины написал молодой российский сценарист Тимур Эзугбая. Его консультировали профессор исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой русской истории Николай Борисов и заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии Алексей Светозарский. Благодаря этому многие эпизоды сериала до малейших деталей соответствуют исторической правде.
«Исторический Музей и Оружейная Палата – обязательные места для посещения во время работы над таким проектом. Но самым значимым для меня стал Архангельский собор. Я хочу сразу откреститься от всяческой мистики, но мне было важно, прежде чем написать хотя бы одну реплику, побывать там, где похоронен царь Иван Васильевич. Там же покоится князь Владимир Старицкий, который в сюжете фильма играет важную роль. Недалеко – подвалы разрушенного Вознесенского монастыря, где захоронена царица Анастасия. Опять же, без всякой мистики – находясь около погребений тех, в чьи судьбы ты намерен погрузиться, нельзя совсем уж ничего не почувствовать. Это хорошее напоминание самому себе, что ты пишешь не об именах из учебника, а о живых людях, которые вершили историю. Это, как минимум, напоминает об ответственности», — Тимур Эзугбая, автор сценария.
СВЕТ И ТЬМА
Картина делится на две части: «светлую» и «темную». Первая – период жизни Ивана с Анастасией, «светлое» царствование, вторая – его жизнь после ее смерти, «темное» и жестокое время. Работа художников картины подчинена этой концепции: в соответствии с ней они меняли цвет стен, реквизит, ткани и даже царские троны. Свет и тьма отражены и в костюмах: события до смерти Анастасии разыгрываются в более светлых и нежных тонах, а после ее гибели ткани станут темнее, материалы грубее, суровее. Но везде – тонкая проработка деталей, каждый крупный план – живопись. Для фильма были созданы тысячи предметов гардероба: многослойная одежда, обувь, головные уборы, кушаки, воротники, красные кафтаны кремлевских стрельцов и черные – опричников, одежда горожан и крестьян, татарских послов и войска крымчаков, доспехи военачальников. Художники по костюмам буквально наощупь изучали гардероб эпохи в запасниках Исторического музея: власяницу и яркий стеганый халат Ивана Грозного, женские уборы и церковное облачение.
«В "Грозном" уже не так пестро, как было в "Софии" – цвета более приглушенные, ткани однотонные, но очень много акцентов и деталей: вышивка, пуговицы, застежки-разговоры, наручи, украшения. Аскетично, но роскошно – аскетизм роскоши. Вообще русский костюм сложный, не каждому пойдет. Чтобы не сделать актера немножко смешным, надо очень тонко рассчитывать все размеры. Но в этот раз у нас все сложилось, особенно с высокими горлатными шапками думских бояр. Актеру Никите Панфилову в роли боярина Челяднина она удивительно идет! Князь Курбский носит нетипичные для русского костюма жилеты с европейскими круглыми застежками на цепочке, опашень с квадратным воротником. Малюта одет как простой солдат, Федор Басманов – модник и щеголь. Старая княгиня Ефросинья Старицкая – из рода Хованских, у которых были вышивальные мастерские, поэтому в ее нарядах много вышивки. И, конечно, Грозный: молодой – светлый, золотой, и старый – черный, во власянице, с темной шапочкой – тафьей», — Наталья Салтыкова, художник по костюмам.
ДЕКОРАЦИИ
Для картины в киностудии «Главкино» были построены декорации московского Кремля, где в деталях воссоздали убранство и быт той эпохи. В павильонах разместились личные палаты Ивана IV и царицы Анастасии, трапезная и Грановитая Палаты, где проходили пиры, Красное крыльцо и парадные Фроловские ворота (сегодня – Спасские). Кроме Кремля, художники возвели декорации приказных палат, лагерь войска, рынок, хозяйственный двор, царские псарни и многое другое. Съемки также проходили в усадьбе Коломенское, в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде и в Золотой Палате Московского Кремля.
Натурная декорация средневековой Москвы перекочевала в картину из «Годунова», но с серьезными изменениями, соответствующими исторической правде. Например, Лобное место при Годунове было каменным, а для эпохи Ивана Грозного его сделали из бревен. Кремлевские стены были «красные», а при Грозном беленые. Тем не менее, законы кино требуют своей меры условности: царские палаты в картине шире и просторнее, чем были во времена Ивана Грозного – иначе не сможет разместиться съемочная группа.
«Я смотрю на эту декорацию и сказать, что это декорация, у меня не поворачивается язык. Это что-то многовековое, будто сделано в XVI веке. А резьба на полу, а ручная роспись!», — Сергей Маковецкий, актер.
СРАЖЕНИЯ
Кроме Московского восстания (1547) и похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея (1571), любители батальных сцен впервые увидят картину битвы при Молодях (1572) – одну из важнейших военных побед русского войска. Ее снимали под Москвой, возле аэропорта Домодедово, построив укрепления – Гуляй-город, который не смогли взять крымчаки. Оружие и обмундирование в сцене соответствуют историческим описаниям: пищали, ружья и пушки, калканы (татарские щиты), бердыши, копья, кольчуги из кованых пластин. Русские конники наносят фланговый удар по крымчакам, и те бегут, приняв не большой отряд за огромное войско.
Жестокое сражение создавали силами группы из 30 каскадеров под руководством легендарного постановщика трюков Виктора Иванова, снявшегося в более чем 200 российских фильмах, работавшего со Стивеном Спилбергом и Полом Андерсоном и получившего приз профсоюза актеров и каскадеров Голливуда за работу в фильме «Ультиматум Борна» и приз всемирной академии каскадеров «Taurus» за фильм «Превосходство Борна».
Панорама многотысячной битвы создана студией компьютерной графики FilmDirectionFX под руководством Евгения Гитциграта, в творческом портфеле которой картины «Годунов», «Салют-7», «Т-34» и многие другие. Всего в сериале с графикой 741 кадр, из которых 36 полностью созданы на компьютере – не только сражение, но и большие декорации Москвы, где восстановлена атмосфера и детали XVI века. Над «Грозным» в течение семи месяцев трудились больше 80 художников компьютерной графики.
«В знаменитой битве при Молодях участвовало 27 тысяч русских воинов и более 40 тысяч татарских. В битве на васильковом поле нас было намного меньше: переодевались и переклеивали бороды по два раза в день – то татарин, то опричник, то ополченец. Чтобы задымить лагерь, взрывали пороховые запасы. Четыре дня в адском дыму пролетели незаметно. Большую часть боя снимали полной группой. Иногда нам “выдавали” актеров для крупных планов, но ненадолго – слишком дымно! Бой получился на славу: порох и огонь создали атмосферу ада!», — Виктор Иванов, каскадер.
«Батальные сцены очень сложно прогнозировать, а эскизы рисовать просто бессмысленно. Какое количество людей там задействовано! Лошади, оружие, огонь, взрывы, актерские сцены – все это безумно сложно распределить. Когда такие сцены снимаются, у меня всегда ощущение, что все это ведет какая-то нездешняя сила», — Евгений Качанов, художник-постановщик.
МУЗЫКА
Над музыкой к сериалу работали сразу несколько композиторов: прославленный российский композитор Эдуард Артемьев, Артем Васильев, а также Дмитрий Емельянов. В основе партитуры «Грозного» гибридный принцип – микс из оркестровой музыки, хорового и вокального пения, электронных синтезаторов и этнической музыки, в том числе турецкой. Кроме того, зритель услышит элементы музыкальных сочинений самого Ивана Грозного. Его стилизованные стихиры легли в основу произведения, записанного с Государственной академической хоровой капеллой России имени. А. А. Юрлова (дирижер – народный артист России Сергей Скрипка).
«О Грозном, с одной стороны, все всё знают, с другой – никто ничего. Для одних он ангел, для других – черт с рогами. Когда писался сценарий, и мы думали, как подступиться к этой фигуре, то решили, что постараемся уйти от любых оценок и будем следовать за историческими источниками. У нас, конечно, не документальное кино, но все же мы идем за историческими источниками. А зритель, надеемся, сделает для себя какие-то выводы и открытия. Наш фильм о Грозном как о человеке, в котором есть свет и есть тьма. Фильм состоит из двух частей: первая часть – его молодость, светлый период жизни, в том числе и для страны. Он был полон замечательных идей, многие из которых воплотил в жизнь: судебник, реформа армии, административная реформа. А вторая часть жизни, конечно, во мраке. Но даже в этот тяжелый период и для него, и для страны была одержана великая победа в битве при Молодях, которая по своему значению не уступает Куликовской битве или битве за Сталинград. Это было сражение за независимость нашей Родины, где мы победили. А ведь крымский хан шел по Руси в полной уверенности, что возьмет Москву и заранее поделил нашу землю между своими мурзами», — Екатерина Жукова, продюсер.
«Мне хотелось сочинить что-то красивое, исходя из моих личных ощущений – от истории, от эпохи. Конечно, музыкальная композиция не может сравниться с величием царя, но у меня и не было такой задачи. Прежде всего, я хотел при помощи музыки показать Грозного человеком. Для меня это великий русский царь, который заложил основу нашей великой страны, создал самое могущественное на континенте государство. Безусловно, это грандиозная историческая фигура. Мне самому очень интересно посмотреть, что получилось, как наложилась мелодия на картину», — Эдуард Артемьев, композитор.
«В основе большинства эпизодов картины – 20-минутная сюита, в которой есть интонации стихир Ивана Грозного. Грозный как автор музыки находился в русле средневековой традиции, нивелирующей композиторскую индивидуальность. Тогда важнее был определенным образом пропеваемый текст. Поэтому для современного уха сочинения Грозного и другого автора того же периода звучат одинаково. Музыку Грозного мы напрямую не цитируем, а стилизуем. Информации о музыке того времени у нас мало, поэтому есть простор для осмысления, как создать для современного слушателя ощущение архаики и перенести в ту эпоху, в этот воображаемый мир и обрести понятное современное звучание», — Артем Васильев, композитор.