Порховский пенсионер Мартин Нармонтас своим музеем прославил город на всю Европу
Дворик единственного в России музея Ганзы, созданного в Порхове пенсионером, почетным гражданином города - Мартином Нармонтасом, сегодня преобразился. Хозяин благоустроил территорию, а на внешних стенах здания разместил познавательную экспозицию для туристов и местных жителей. С человеком, благодаря которому о Порхове заговорили в Европе, пообщалась Анастасия Николаева.
— Там был драмтеатр, там была больница, там много что было в районе парка. Здесь была мельница, водяная мельница.
Про то, каким был Порхов раньше, Мартин Нармонтас знает все, уникальная архитектура и богатая история городка на Шелони, уверен, равнодушными оставить не могут. В парке рядом с музеем Ганзы, созданным пенсионером по личной инициативе и на собственный средства, сейчас идет ремонт. Скоро эти места станут центром притяжения туристов. Чтобы прогулка даже мимо музея не прошла впустую, репродукциями картин, представляющих купеческий Порхов, Мартин Петрович оформил стену здания.
Мальчишка с литовского хутора был далек от истории России и краеведения, даже языка до поступления в военное училище не знал. Окончив учебу, служил на крайнем Севере за полярным кругом. В Порхов приехал для работ на военном локаторе. Остался здесь после отставки. Шестнадцать лет руководил районным почтамтом, потом трудился в музее. Изучением прошлого увлекся уже на пенсии.
«Возникла идея: как люди общались, Порхов же подчинялся Новгороду, да, князь был новгородский, здесь какой-то наместник и так далее. Они же писали письма, какие-то указы, приказы, наверное, надо было как-то отправлять. Ну, и я вышел на берестяные грамоты», - Мартин Нармонтас
Так появилась Школа берестяной средневековой грамоты при Порховском музее. Про Мартина Петровича узнали в регионе, с проектом пригласили в Херфорд на Ганзу обучать европейцев. Там и возникли интерес к Ганзейскому союзу и идея включить в его состав маленький Порхов. Предстояло доказать, что в средние века город принимал участие в международной торговле.
Работа в архивах, сотни переведенных документов за собственный счет, поиск поддержки ученых, подготовка на двух языках презентаций для руководства Ганзейского союза - отняли три года жизни. Эту идею многие не воспринимали всерьез.
«Кто такой Порхов? Международный Ганзейский союз - это нереально. Что я вот выступил, думают уже - человек такого преклонного возраста выдумал там какую-то фантазию», - Мартин Нармонтас
Военная закалка не позволила сдаться. Благодаря инициативе одного человека Порхов вошел в почетный союз Ганзейских городов - 186 из которых - европейские, и только 14 – русские.
«Главная задача - утром прийти затопить печку, тут условия средневековые. Только что свет есть такой», - Мартин Нармонтас
Музей Ганзы - единственный в России - располагается в здании старого тира. Мартин Петрович открывает его двери два раза в неделю и бесплатно проводит экскурсии. Музей называет делом жизни, а себя - человеком увлеченным. Посетителям готов часами рассказывать о Ганзейском союзе, демонстрировать карты торговых путей, модели кораблей, товары на экспорт, предметы средневекового быта. Признается: мечтает, чтобы его музей обрел наконец официальный статус, а вместе с ним - возможность расширения, но у самого на это не осталось ни средств, ни сил.
Анастасия Николаева, Владимир Шагапов. Вести-Псков