Рафаэлевская гармония. Какие произведения искусства с отсылкой к великому художнику хранятся в Псковском музее?
Это год был объявлен годом Рафаэля. В залах Зимнего дворца развернулась выставка к 500-летию со дня смерти художника. Проект поддержали крупнейшие галереи. О том, какое влияние оказал Рафаэль на мировое искусство, в том числе и на русской почве, из Псковского музея Марина Михайлова.
Константин Великий возле стен Рима. Рядом поверженный Максенций. Уникальная многофигурная композиция. Каждая из которых выполнена буквально единым росчерком пера. Один из сюжетов росписей стен Ватикана, посвященных утверждению христианства. Ангелы указывают на верность пути будущего великого императора Византийской империи. Эскиз выполнен любимым учеником Рафаэля, Джулио Романо, который продолжил работу мастера, умершего в самом расцвете, в тридцать семь. В довоенном собрании музея - из Ленинградского художественного фонда. В сорок первом, единственным эшелоном, выделенным для эвакуации музею, рисунок среди главных ценностей музея был вывезен в Архангельскую область. Уцелел чудом. Линия Рафаэля сохраняется и в работах русских художников.
«Конечно, наши академисты считали Рафаэля вершиной. Наш великий Иванов вспоминал, что когда он искал это нужное равновесие в своей картине, которой он посвятил из 50 лет своей жизни 30, - «Явление Христа народу», именно рафаэлевская система гармонии была для него образцом», - Ольга Васильева, хранитель живописи Псково-Изборского музея-заповедника.
Один из этюдов к монументальному полотну Александра Иванова – «Голова Иоанна Крестителя». В Псковский музей попала из собрания наместника Псково-Печерского монастыря Алипия Воронова. Всю русскую часть его коллекции Семирадский, Бенуа, Корин, реставрировали в институте Репина.
«В Пскове чудное собрание живописи русской реалистической живописи. Они были с большой любовью реставрированы. Никогда ведь не суммируешь то, что делаешь, а когда это так спрессовано, думаешь, неужели это все сделано с моим участием или участием нашей академии. Я так себя не отделяю от мастерской. Оказывается – немало», - Юрий Бобров, искусствовед, художник-реставратор.
Передвижники, которые академизм отрицали, искусство Рафаэля считали вершиной. В работах Крамского, в частности, в стилистике портрета герцога Макленбургского, специалисты видят поиск рафаэлевской гармонии. Для русского импрессиониста Валенина Серова искусство Рафаэля было радостным. «Девочка с персиками» - первое, что он пишет вернувшись из Италии. Хранится в Третьяковской галерее. В Псковском музее - этюд большой картине - портрет Ксении, дочери Александра третьего. Считается, что Рафаэль вывел формулу безупречной красоты и гармонии. Его цитируют до сих пор художники разных стилей и направлений.
Марина Михайлова, Владимир Шагапов. Вести-Псков