Пскович поделился воспоминаниями о детстве в еврейском гетто Сегодня, 27 января, Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата призвана напомнить об одной из величайших трагедий человечества, о страшном геноциде в мировой истории. Нацисты в течение 12 лет пытались полностью истребить целую нацию – евреев. Их подвергали массовым расстрелам, травили в газовых камерах, доводили до изнеможения на тяжелейших работах, проводили медицинские эксперименты. Мы встретились с одним из немногих выживших узников гетто. Пскович поделился воспоминаниями о детстве в еврейском гетто
Пскович поделился воспоминаниями о детстве в еврейском гетто

Пскович поделился воспоминаниями о детстве в еврейском гетто

Сегодня, 27 января, Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата призвана напомнить об одной из величайших трагедий человечества, о страшном геноциде в мировой истории. Нацисты в течение 12 лет пытались полностью истребить целую нацию – евреев. Их подвергали массовым расстрелам, травили в газовых камерах, доводили до изнеможения на тяжелейших работах, проводили медицинские эксперименты. Мы встретились с одним из немногих выживших узников гетто.

«Кто зашел за эту проволоку в гетто — обратной дороги нету. В гетто уничтожались все»

Григорию Коваль посчастливилось в числе немногих пересечь ворота гетто, или как называли их сами узники — ворота смерти, и в обратном направлении. Летом сорок первого война вошла в небольшую украинскую деревеньку, но пятилетний Гриша еще наслаждался беззаботным детством. Папа — украинец, мама — чистокровная еврейка, по стечению обстоятельств, перед началом войны привезли сюда детей погостить к бабушке. Мальчик мирно играл на участке, когда подъехала телега с одетыми по форме людьми. Узнав имя мамы, они посадили ребенка в повозку.

«Кони побежали, бабушка плачет, я никак не мог понять, чего она плачет: я на лошадке прокачусь, это как интересно! Очень хорошо помню: потом попрошу, в конце деревни нас спустят, я вернусь к бабушке. Я стал опять просить, чтоб меня к бабушке. Один из полицаев бил меня по голове и говорил: замолчи жидёнок», — Григорий Коваль.

Били и потом — постоянно. Детские слезы в гетто, куда привезли ребенка, раздражали немцев. За плач могли расстрелять, но Гриша отделывался ударами по голове. Приступы сильнейших мигреней преследовали потом на протяжении жизни. Полгода в неволе, от голода и слабости прошли как в тумане, но одно Григорий Коваль помнит точно: он постоянно звал бабушку.

«Говорили фамилии, там: «Барентбой, Гринтберг — без вещей всей семьей с детьми на работу!» Я каждый раз подбегал к этой группе, чтобы с ними пойти на улицу, и бабушку-то вдруг я увижу, она меня заберет, а они меня били, толкали, выталкивали. Потом я понял — евреи меня спасали. Почему? Обратно они не возвращались», — Григорий Коваль.

К сентябрю сорок второго только в этом гетто уничтожили 7 тысяч евреев. Чтобы спасти ребенка, бабушке удалось получить документ о якобы крещении внука и справку, подтверждающую украинскую фамилию. Иконы в окладе из золота помогли выкупить Гришу. По спискам его оформили умершим.

holocost 3 result

Холокост оставил свой след во многих городах и районах Псковской области. На местах массовых расстрелов еврейского населения стоят теперь памятные знаки. Гетто в Себеже возникло практически сразу после захвата города немцами. За колючей проволокой происходило страшное.

«Они работали бесплатно, естественно, на всех самых тяжелых работах, то есть чистили лед на озере, чтобы могли взлетать самолеты, выгребали выгребные и так далее есть воспоминания о том что их запрягали в бочки вместо лошадей и заставляли таким образом таскать эти бочки с нечистотами, с водой», — Татьяна Пасман, историк, региональный представитель НПЦ «Холокост».

Невель входил в черту оседлости и здесь евреев всегда проживало много. Почти 2 тысячи из них уничтожили в гетто на Голубой даче, где теперь мемориальный комплекс. В Опочке издевательства над евреями начались в сорок первом с публичной казни восемнадцатилетней Баси Малк. Позже все еврейское население города расстреляли на поле в деревне Пухлы — около сорока семей: женщин, стариков, детей. Волонтеры областного еврейского благотворительного центра уже много лет собирают списки погибших в регионе. Беспамятство, уверены, грозит повторением ошибок прошлого.

«Холокост является одной из форм геноцида. Геноцида против конкретного народа и если про это забудем, если мы перестанем об это говорить и рассказывать, может произойти другая трагедия против любого другого народа», — Татьяна Дмитриева, директор Общественной организации Псковский областной еврейский благотворительный центр «Хэсэд Ицхак».

holocost 1 result

Организации еще предстоит большая работа по передаче собранных данных в крупнейший музей посвященный Холокосту в Иерусалиме. Чтобы увековечить память и местных евреев — невинных жертв беспощадного геноцида.

Анастасия Николаева, Юрий Ильин. Вести-Псков.


Поделиться

Материалы по этой теме