В России вспоминают ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС
Погибших в радиационных авариях вспоминают сегодня в России. Тридцать пять лет назад произошла одна из крупнейших катастроф - взрыв на Чернобыльской АЭС. Последствия аварии тогда поехали устранять и псковичи. Командировки в Чернобыль, конечно, отразились на их здоровье. Личные истории ликвидаторов ЧАЭС и заключения специалистов в материале Игоря Данилова.
- Взрыв на главном корпусе. Между 3-м-4-м блоком. А там люди есть? - Да.
26 апреля 86 года - день, когда мирный атом, который должен был вырабатывать электроэнергию, стал угрозой для всей Европы. Принцип работы электростанций типа Чернобыльской, рассказывает преподаватель Псков ГУ Александр Ванин, достаточно прост и довести реактор до аварийного состояния очень трудно.
«Делится Уран 235, летят осколки, в основном это нейтроны. Специальным образом организовано так, что нейтроны замедляются, при этом теряют энергию. Эта энергия выделяется в воду, например водоводяной реактор. Эта вода даёт в итоге пар, пар крутит обычную турбину, как в любой электростанции», - Александр Ванин, профессор кафедры прикладной информатики и моделирования ПсковГУ.
Причина взрыва уже давно не является секретом - человеческий фактор. Только расплачиваться за эту ошибку пришлось сотням тысяч людей: тем, кто навсегда покинул свой дом, и тем, кто ликвидировал последствия. Владимир Веселиков добровольцем вызвался сам в мае. К лету уже был на территории зоны отчуждения.
«На это время на всей станции было там от метра до двух был снят грунт, засыпан чистым песком и уложены плиты были. Нам досталось ещё кое-что убирать и площадь перед главным зданием. Мы её называли красной площадью», - Владимир Веселиков, ликвидатор аварии на ЧАЭС.
Военнослужащих запаса командировали тогда на полгода. Рассказывают, можно было вернуться домой раньше, если получить высокую дозу радиации. К тому же сделать это было не трудно.
- Так эти лепестки нам на день давали две штуки. Потом снимаешь этот лепесток. Там внутри - чернозём.
Виктора Петрова призвали на сборы в 1987 году. Несколько дней и он уже в зоне отчуждения. Задача - восстановление третьего блока, который находился рядом с разрушенным.
«Картина впечатляющая, это, конечно, сама станция и столько народу я не видел никогда. Там в три смены, три потока. Вот три смены шли машины туда к станции. Возили, увозили народ. Одни уезжали, другие переодевались. Работы очень было много. Разные проводились работы», - Виктор Петров, ликвидатор аварии на ЧАЭС.
Последствия таких полугодовых командировок сказались на здоровье почти сразу. Радиация начинает бить по всем органам, первой страдает щитовидная железа.
«То вещество, это йод 131, радиоактивный йод, который способствовал развитию онкологических заболеваний. После проведённого скрининга было доказано, что более 25% из общей кагорты заболевших раком щитовидной железы приходилось на последствия аварии на Чернобыльской АЭС», - Александр Юров.
- Во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС каждый военный использовал подобные индивидуальные дозиметры. Они фиксируют дозу радиации. Сейчас их можно встретить у любого сотрудника, который работает с ионизирующим излучением.
Проверяют такие приборы в специальной лаборатории, здесь же исследуют и образцы почвы, воды, еды на наличие радиационных элементов. Химики рассказывают, иногда попадаются последствия той самой аварии.
«Бывают единичные случаи превышения техногенных изотопов в дикоросах. Это лесные ягоды или грибы, но только не на территории Псковской области, а которые были собраны в Брянской области или в Белоруссии. Но это очень единичные случаи», - Виктория Сопрыкина, руководитель испытательного лабораторного центра Центра гигиены и эпидемиологии Псковской области.
Превышение радиационного фона в воздухе на территории области не фиксируется уже много лет.
«Нормальные показатели радиационного фона составляют в пределах 0.1 - 0.12. Это в принципе те, которые на данный момент находятся. Но в зависимости от погодных условий, учитывая, что излучение даёт и солнце, оно может сказываться на данных показателях в небольших значениях», - Михаил Ващенко, химик-эксперт радиологической лаборатории.
Атомных реакторов, какой был в Чернобыле, почти не осталось, их заменяют на более безопасные. Чернобыль стал уроком для всего мира.
Игорь Данилов, Анастасия Николаева, Денис Алексеев, Юрий Ильин.