Сразу несколько дипломов привезли юные великолучане с Первенства России по русским шахматам. Псковскую область на турнире в Москве представляли шахматисты Центра спортивной подготовки. Этот вид шахмат существует около двадцати лет. Хотя в основе лежит игра былинных времён.

Инициатива вроде бы у белых. Это в обычных шахматах Валентин Власов ситуацию оценит мгновенно. А в русских даже ему, мастеру ФИДЭ нужно время. Воспитанники и тренер играют почти на равных.
В поединке сошлись призёры Первенства России по русским шахматам. Кирилл Титов на недавнем турнире в Москве завоевал золото. Татьяна Коршакова заняла второе место среди девушек старшей группы. У обоих школьников соревнования не первые.

ТАТЬЯНА КОРШАКОВА, ПРИЗЁР ПЕРВЕНСТВА РОССИИ ПО РУССКИМ ШАХМАТАМ: «Я сначала в 14-м году участвовала тоже по России у меня было первое место. И вот в 19-м году я вначале января ездила в Оршу на Чемпионат Европы среди женщин, там четвёртое место. И тут в Москву съездила у меня тут второе место».

Русские шахматы или таврели - игра старинная, упоминалась ещё в былинах. Потом на века была забыта, но в конце прошлого столетия возродилась. Многие фигуры ходят также, как в привычных индийских, только называются по-другому - ратник, лучник, всадник, князь, ратоборец.
Кроме того, игра считается более гуманной. Плоские фигуры, из которых можно строить башни, не «съедаются», а «берутся в плен».

ВАЛЕНТИН ВЛАСОВ, ТРЕНЕР ПО ШАХМАТАМ ЦСП ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МАСТЕР ФИДЭ: «Ну, вот, например, они играли сейчас партию, чёрные взяли в плен белую в конце. Если там вот такие размены, поочерёдно берут – одни берут в плен, другие там сверху напрыгивают берут в плен. Тот, кто сверху, тот и владеет этим всем. Потом она может рассыпаться на мелкие части, как-нибудь вот так. Пленные могут теоретически освободиться».

Таврели, таким образом, учат мыслить в трёхмерном пространстве и планировать специфические игровые комбинации.

КИРИЛЛ ТИТОВ, ПОБЕДИТЕЛЬ ПЕРВЕНСТВА РОССИИ ПО РУССКИМ ШАХМАТАМ: «Процесс игры более захватывающий. Партии особо не затягиваются, в основном всё проходит быстро. Ну, один зевок может перевернуть всё. В обычных шахматах после зевка ты теряешь не столько, а тут можно потерять практически полный комплект фигур».

Кстати, далеко не все мастера обычных шахмат могут переключиться на таврели. Лучше всего это получается у детей. Видимо, русским шахматам забвение теперь не грозит.

Лариса Чурикова, Юрий Павкин


Поделиться