Реставрация предметов так называемого «Ивановского клада» из Псковского Собора Иоанна Предтечи подходит к завершению. Она продолжалась в Москве более пяти десятилетий. Некоторые из икон, среди которых уникальный «Спас Вседержитель» 14 века, уже переданы в Псковский музей. По оценке специалистов предметы были замурованы еще в 18 веке. А обнаружены в двух нишах, на хорах во время обмеров. Ивановский клад содержал не только иконы, но и деревянные предметы церковной утвари, о назначении которых реставраторы до сих пор строят догадки.

Золотой фон, овальный ковчег. Лик, не смотря на утраты, сохранился прекрасно. Спас Вседержитель. Икона келейная, письмо византийское, четырнадцатый век. Архитектор Сергей Михайлов обнаружил образ в составе клада в соборе Иоанна Предтечи в конце семидесятых годов прошлого века. Доска была не только черной, истлевшей. Напоминала губку.

МИХАЙЛОВ СЕРГЕЙ, АРХИТЕКТОР- РЕСТАВРАТОР: «Устье этой ниши было заложено кирпичом 18 века небольшого размера, и выглядел он небольшого формата. Как теперешний печной. В ней тоже были иконы. Абсолютно черные доски. Некоторые с ковчегом, некоторые стояли у стенки этой ниши, а другие были положены стопкой. Мы описали их все. Состояние, размер. Сделали опись».

Храм построен в 12 веке как монастырский. В нем захоронены двенадцать княгинь, две из которых - основательница монастыря Ефросинья и внучка Александра Невского, жена князя Довмонта Марфа - прославлены в лике святых. В двадцатых годах прошлого века в храме был заводской клуб, затем гараж НКВД. О том, кто и по какой причине укрыл древности, есть только предположения. Для специалистов находка бесценна. Часть икон уже вернулась в Псковский музей после реставрации.

ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА, ИСКУССТВОВЕД, АВТОР МОНОГРАФИИ ПО ПСКОВСКОЙ ИКОНОПИСИ: «Написаны примерно в то же самое время, конец 14-15 век. И как раз их визуальное сравнение дает понять две очень важные вещи: специфику, характерные особенности византийского искусства и искусства, скажем, местного, псковского. Это одинаково высокие образцы. Но вот в этом сравнении ты понимаешь удивительные особенности того и другого».

К описям Сергея Михайлова реставраторы в Центре Грабаря обращаются до сих пор. В коллекции Ивановского клада кроме икон - деревянные предметы церковной утвари, назначение которых неизвестно. За методиками спасения деревянной основы реставраторы живописи центра Грабаря ездили к специалистам Эрмитажа. Методики закрепления слоев левкаса и живописи разрабатывали уже сами.

ГАЛИНА ЦИРУЛЬ, ЗАВЕДУЮЩАЯ МАСТЕРСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ: «Проблема была в транспортировке. Левкас с красочным слоем, можно сказать, просто лежал, и нужно было закрепить. Водные клеи впитывались в древесину и профилактика, когда я заклеивала. На следующее утро, когда я приходила, все лежало отдельно. Пришлось к химикам нашим обратиться: нашли такой материал, акриловую дисперсию».

Живопись раскрывали насухую, под микроскопом, специально заточенным под углом скальпелем. На некоторых иконах Ивановского клада смыли до 70 слоев записей, перегрунтовок, левкаса. Деревянная тарелка оказалась литургическим блюдом. Съемка в инфракрасном и в ультрафиолете выявила изображение и надпись, которую надеются прочесть. Икона Богоматери «Умиление» - часть складня. Рентген показал: сохранность живописи хорошая. Работа ведется с применением бинокуляра. Настолько хрупкий красочный слой.

ЮЛИЯ ЛАРИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ВХНРЦ ИМ. АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ: «Очень необычно и красиво сейчас раскрыта почти половина иконы, сделан фон у нее. Нимбы золотые у Богоматери и Младенца. А фон - как бы имитация этого золотого свечения. То есть положен в пигмент аурипигмент, который представляет такие пластиночки желтого цвета, с очень хорошей светоотдачей».

Труд нескольких поколений реставраторов близится к завершению. Работы продолжаются более пяти десятилетий. Результаты представлены в Псковском музее и на выставках мирового уровня. Одна из последних прошла в Японии.

Марина Михайлова. Денис Алексеев


Поделиться