Набить руку, а не скопировать. Школа иконописи "Киноварь" представила свои первые работы
Школа иконописи "Киноварь" при храме Василия Великого на Горке в Пскове представила первые итоги работы. Мастерская открылась всего полгода назад, но ученики уже успели освоить азы создания канонических произведений и продолжают совершенствовать свои навыки. На одном из занятий побывал наш корреспондент Кирилл Радион.
- И само направление, смотрите, оно плоское, хочется дать его.
Где-то подправить линии, кому-то показать правильное положение руки, а кому-то и с подбором красок помочь. Руководитель иконописной школы Надежда Прокопчук внимательно следит за каждой своей ученицей. Шаг за шагом прорабатывает каждый этап. Так, как это делали русские мастера много веков назад.
"Смысл этого - не перерисовать под копирку, а именно руку набить, руку, чтобы линия была живая. Соответственно, все это медленно, кропотливо. Иногда отвлекаюсь к другой работе", - Анна Мартынова.
А работы действительно много. Чего только одни термины стоят: роскрыш цвета – от слова раскрывать, то есть правильно выбрать тон. Пробел – умение выводить тонкие линии в одежде, которые придают фигурам объем. Да и сами краски здесь готовят по старинным технологиям.
"Охра - она более-менее растирается легко, много времени не надо. Есть у нас такой пигмент - глауконит. Он хуже всего растирается. Когда нажимаешь, чувствуешь крупинки, стекло скрипит. Вот, надо довести до такого состояния, чтобы было гладко, никакого скрипа не было", - Алина Багаева.
Сейчас в школе постоянно занимаются шесть человек. Два раза в неделю по шесть часов. Признаются, время пролетает совершенно незаметно. Нередко дорабатывают свои произведения дома. С одной стороны – повторить шедевры древних мастеров не так-то просто без хорошей базы, а с другой – она может и не пригодится.
"Главное - это усердие человека. Кто-то с базой будет приходить, у него будет сильная рука, но не будет получатся что-то другое, в живописи будет провал. Кто-то приходит без базы, приходится ставить, работать над рукой, но зато в живописи это будет совершенно невероятное сочетание цветовых тональных соотношений, поэтому все индивидуально", - Надежда Прокопчук, руководитель иконописной школы "Киноварь", иконописец.
Результаты своего многомесячного труда начинающие иконописцы представили на выставке в надвратном корпусе бывшего подворья Псково-Печерского монастыря. Работ пока не так много, но все выполнены на высоком уровне. В планах открыть на базе "Киновари" епархиальную мастерскую по написанию икон. И, возможно, именно эти начинающие иконописцы составят ее костяк.
Кирилл Радион, Виктор Васильев. Вести-Псков