Псковичка Зинаида Абрамова рассказала о пережитых ужасах концлагеря
Международный день освобождения узников фашистских концлагерей отметят в это воскресенье. Псковичка Зинаида Абрамова чудом избежала этой участи. До начала 1945-го вместе со своей семьей была на принудительных работах в Литве. Что спасло семилетнюю девочку и её сестру от ужасов концлагеря, узнала Ирина Медвёдкина.
— Раньше бабки носили юбки широкие, до самых до пят. Ну, мы под бабкину юбку и сели
Так семилетняя Зинаида и её сестра остались живы. Бабушкина юбка спасла их от концлагеря. В тот день, вспоминает Зинаида Абрамова, эшелон, в котором их семью, как и сотни других, везли в Германию, остановился на одной из станций где-то в Литве. Немцы потребовали выстроиться и выйти детям старше пяти лет. Как Зинаида узнает позже, они нужны были для лечения раненых немцев.
«А так детей, которых они отбирали, они брали кровь от детей. А детей потом кидали, в газовых камерах их сжигали», - Зинаида Абрамова, узница
Семья Зинаиды Абрамовой была отправлена в качестве прислуги и батраков к зажиточным литовцам. Во время Великой Отечественной войны фашисты активно пользовались трудом угнанных советских граждан. Существовали даже ярмарки рабсилы из СССР. Одних ждали шахты, других - заводы, третьих забирали в батраки, четвертых использовали как домашнюю прислугу. Выбор зависел от возраста, физического состояния и квалификации пленного. Семью Зинаиды Абрамовой разделили между тремя литовскими. Родители с утра до ночи трудились по хозяйству.
«Папка косил, пахал, им баню построил. Все сам и каменку сложил, как деревенскую. У папкиного хозяина столько было коров, столько лошадей. Куры, утки, гуси», - Зинаида Абрамова, узница
Маленькая Зинаида нянчила младших брата и сестру. Подменяла маму на работах, отпускала на обед. Вспоминает, хозяева к её семье относились по-разному.
«Папкин хозяин очень хорошо относился. Хорошо. И выходной был воскресенье. Мамкина хозяйка была хорошая, типа как жалостная. Но ее муж был очень злой. И вот чтоб меня-то накормить - нет». - Зинаида Абрамова, узница
Как только до далекой Литвы долетела весть, что Псков освободили, отец засобирался домой. Его хозяин дал с собой семье Зинаиды Абрамовой два мешка картошки и зерна. На родине они им очень пригодились, вспоминает женщина. От родного Ваулино мало что осталось. Пришлось жить в землянке, строить дом из железнодорожных шпал. В школу ходить в старой фуфайке и кирзовых сапогах. Но это было уже не важно. Главное, что они всей семьей вернулись из рабства в родные края.
— Я часто вспоминаю. Другой раз не заснуть и вспоминаешь. Нам детство хорошее-то не досталося
Ирина Медвёдкина, Юрий Ильин. Вести-Псков