- Понимаете, все национальные проекты, о которых я говорил, они нацелены именно на это. Вообще-то, генеральный способ решения проблемы это даже не государственные вливания туда или сюда, в какую-то отрасль. Генеральный способ – это повышение производительности труда, развитие экономики и на этой базе увеличение и улучшение уровня жизни граждан. Именно на этой, а все остальное – сопровождающие вещи. Потому что государство откуда деньги возьмет? Тоже из того, как работает экономика.

Рославль, Светлана Векшина:

- Ситуация в том, что в Москве при первичном осмотре нам был выдан список врачей, которых нам нужно пройти с ребенком. И процедур обследования, которые нужно производить в один, два, три месяца. Мы переехали сюда. Независимо от записи к врачу, все равно живые очереди, где дети сидят, бывает, и больше двух часов. И отсутствие профильных специалистов. Мы не смогли записаться согласно выданному перечню к врачам и пройти обследования. Очень узко представлен вариант обследования. Есть вариант поехать в Смоленск. Но ехать туда два с половиной часа на автобусе. С маленьким ребенком это очень тяжелая поездка.

- Спросим в регистратуре: есть ли проблемы с врачами?

- Марина Владимировна.

- Очереди к специалистам есть?

- Мы записываем по телефону, лично, через Госуслуги. Приходят люди. К хирургу можно записаться на сегодня. Лор будет сегодня принимать.

- Очередей у вас не бывает?

- По мере поступления где-то какие-то нюансы бывают. Но разрешаем. Доктора всех принимают.

- Мочалова Наталья Юрьевна, заведующая поликлиникой. Сколько у вас врачей в штате?

- Есть пока определенные проблемы с кадрами. В этом году ожидаем двух новых докторов. Участковые педиатры. Четырех участковых врачей у нас не хватает. 13 докторов есть. В среднем заработная плата в пределах 20-25 тысяч рублей.

- Частные клиники в Рославле предлагают зарплату от 60 тысяч рублей.

Мочалова Н. Ю.:

- Хотела бы обратиться к федеральной власти. Чтобы было закрепление студентов, которые заканчивают медицинскую академию, за регионами. Наверное, только таким образом мы сможем решить данный вопрос.

Псковский областной онкологический диспансер. Люди жалуются, что очень сложно попасть на прием к онкологу. Не хватает специалистов.

Поселок Маук, Челябинская область. Фельдшерско-акушерский пункт. Здесь есть стоматологический кабинет. Здесь работали четыре человека, сейчас работают всего два. Стоматолог приезжает раз в месяц. Есть фельдшер и медсестра. Это большое подспорье для жителей. Молодые кадры сюда не едут. Хотя запущена программа «Земский доктор».

Фельдшер Светлана Борисовна:

- Главная проблема – проблема жилья на селе. Здесь нет благоустроенного жилья. Специалисты приезжают, им нравится наше село, нравится природа. Но у них возникает вопрос: где мы будем жить? И они уезжают обратно. А мы здесь живем, родились здесь.

- Владимир Владимирович, эффект прямой линии, как мы видели – проблемы заканчиваются, как только начинается прямая линия. Но все-таки проблема есть – людей не хватает.

Путин:

- Да. Когда мы говорим о здравоохранении, то мы должны иметь в виду, что, несмотря на проблемы, а проблем здесь много, как в любой отрасли, которая напрямую касается людей, работы с людьми и помогает людям, - проблем очень много. Но в принципе отрасль развивается. Какие основные вопросы, которые мы должны решать, на что должны обратить внимание особо? Первое – это доступность первичного звена здравоохранения. Здесь вы говорили о ФАПах, сейчас я об этом скажу. Второе – это специалисты, дефицит специалистов по конкретным направлениям. И третье – лекарственное обеспечение. Вот три основные проблемы. Их много вообще, больше, но три – считаю основными. Первое, что касается доступности первичного звена здравоохранения. Что здесь происходит? Действительно, в некоторых регионах Российской Федерации мы наблюдаем снижение этого первичного звена в виде амбулаторных отделений. Количество ФАПов при этом сократилось на два процента, а количество амбулаторной сети в целом по стране выросло на 26%. Но в некоторых регионах, а их всего где-то 18 регионов, мы наблюдаем значительное снижение первичного звена здравоохранения. Там как раз вот в этой амбулаторной части, в амбулаторной сети. Кстати, в том числе, это достаточно благополучные регионы. И возглавляют их люди очень опытные уже и эффективные руководители на самом деле. Вот в Краснодарском крае сокращение первичного звена в регионе в целом на 25%. В Чеченской республике то же самое. Ну, не на 25%, но значительное сокращение. В Кировской области. И все это очень грамотные и достаточно эффективные руководители. И еще в 15 регионах – всего 18 регионов. Конечно, я прошу и министра здравоохранения на это обратить внимание, в диалоге с коллегами в регионах, и самих руководителей этих регионов. Это первое.

Второе. Вот мы говорим про эти ФАПы. Они очень важны и, безусловно, должны быть поддержаны. В ближайшее время планируется строительство 390 новых ФАПов и ремонт 1200 имеющихся, но ремонт такой солидный, капитальный. Затем в малых населенных пунктах развивается мобильная медицинская помощь. Уже 3800, по-моему, бригад создано и в ближайшие три года планируется еще запустить работу примерно 1200 таких мобильных бригад. Во-первых, оборудование закупать, собирать команды специалистов и т.д. Вот это все будет делаться с точки зрения обеспечения доступности в первичное звено здравоохранения. Конечно, здесь нужно развивать и систему докторов на селе, фельдшеров на селе – мы им платим там, соответственно, по миллиону и по пятьсот тысяч рублей тем, кто земский доктор, как мы называем земский доктор, земский фельдшер, - кто хочет работать. Вот врач сейчас в одном из регионов обозначила одну из существенных проблем – жилье. Вот жильем должны заниматься, мы из федерального бюджета выплачиваем деньги – миллион и пятьсот тысяч – а жильем должны заниматься региональные и местные власти. Мы много раз об этом говорили. И они должны предусмотреть деньги в своих бюджетах на эти цели. Иначе, конечно, люди будут уезжать. Следующая проблема – это кадры. Действительно, существует до сих пор дефицит специалистов – 25 тысяч. Средний медицинский персонал – 130 тысяч. И одна из ключевых задач в этом смысле, конечно, повышение уровня заработной платы. Опять же, скажу сейчас, что я вот слышал, что заработные платы низкие, в целом по стране они растут. У врачей в этом году уже они выросли на 5% и где-то чуть-чуть не догоняют 77 тысяч. В целом по стране. Это Москва, Петербург – здесь большие зарплаты. Есть регионы, где очень маленькие зарплаты, и нам, безусловно, нужно это выравнивать. То же самое касается среднего медицинского персонала – там рост, по-моему, 3,5%, где-то 39 тысяч средняя заработная плата – опять, повторяю, средняя по стране. И у младшего персонала рост составил 3,9%, 35 тысяч зарплата – тоже средняя. Значит, вот это нужно не забывать.

Лекарственное обеспечение – это, конечно, чрезвычайно важная вещь. Особенно по жизненно важным лекарствам.

- Очень много вопросов касается как раз таки льготных лекарств. Люди не могут получить жизненно необходимые препараты. Идет какой-то сбой. Это касается и сахарного диабета, и других болезней. Возможно, мы переадресуем этот вопрос главе Минздрава?

Путин:

- Да, я сейчас дам слово Веронике Игоревне, но я тоже хочу, чтобы меня услышали. Особенно в регионах. Потому что одно дело – когда министр скажет, а другое дело – когда я скажу. Значит, о чем идет речь? Из двух источников мы обеспечиваем лекарствами граждан страны. Это федеральный и региональный источники. Федеральные деньги в этом году в феврале полностью перечислены в регионы Российской Федерации. Тем не менее, мы наблюдаем сбои по некоторым лекарствам. Кстати, по разным лекарствам разные ситуации. По онкологии – одно, по диабету – другое, по гипертонии – третье. Что мы видим? Мы видим, что во многих субъектах Российской Федерации не вовремя организуются соответствующие процедуры по покупке, аукционы не вовремя проводятся. Нет достаточно хорошо налаженной системы информации, даже в рамках одного региона. Вот Смоленскую область возьмем… Вероника Игоревна мне докладывала недавно… Проверили. Что получилось? Что вы увидели? Склады завалены лекарствами, а до потребители они не поступают. Почему? А потому что в распределительной сети просто нет этой информации о том, что на складах делается. Вот нужно наладить информационную работу, нужно, безусловно, как я уже говорил, переходить к современным способам работы с людьми. Вот эта бережливая поликлиника – я был в некоторых регионах, смотрел, действительно, существенным образом повышает качество обслуживания людей. И увеличивается, кстати, и количество людей, которые проходят через медицинское учреждение. Резервов здесь очень много. Что касается регионального звена? Часть жизненно важных препаратов закупается в регионах, но, к сожалению, только в семи из них по полному списку. Во всех остальных список этих жизненно необходимых людям лекарств сокращается. Просто не закупается. Здесь, наверное, много причин. Но руководители регионов, и вот я хотел бы сказать это особо, они должны понимать, в чем и где находятся приоритеты. Одно дело строить что-то и, может быть, и важные вещи, и дать строителям на этом заработать, и рабочие места там создать и т.д. Но другое дело, когда речь идет о здоровье и жизни людей. Это безусловный приоритет, об этом нужно подумать.

Вероника Игоревна, пожалуйста.

В. Скворцова:

- Владимир Владимирович, конечно, мы очень активно развиваем структуру именно амбулаторной и поликлинической помощи. С 14-го года мы видим оживление амбулаторной помощи и на селе, и в городских населенных пунктах. Инфраструктура на селе на 22% сейчас лучше обеспечена, мы каждый строим от 300 до 500 ФАПов, и в этом году будет построено не менее 350 ФАПов, и будут обновлены. И амбулаторно-поликлинические отделения сейчас существенно лучше представлены. В то же время, как вы уже сказали, у нас есть регионы (их 17 из 85), которые несколько сократили мощность амбулаторно-поликлинических учреждений. Мы с этими регионами работаем, напрямую с губернаторами и с региональными министрами.

Если говорить о детских поликлиниках, за последние 4 года у нас число участковых педиатров увеличилось более чем на 2 тыс. человек, снизился коэффициент совместительства, сейчас он составляет только 1,1. Поэтому ситуация выправляется. Нам помогает то, что с 16-го года у нас внедрена первичная аккредитация.

- Вероника Игоревна, что в регионах происходит со льготными лекарствами, почему сбои в регионах происходят?

В. Скворцова:

- Как уже Владимир Владимирович сказал, у нас существенно увеличился объем финансового обеспечения льготных лекарств из федерального бюджета, сейчас это уже 156 млрд. рублей. Эти деньги первым траншем пришли 17 января в регионы и полностью были доведены до 7 февраля. Мы в течение прошедших месяцев текущего года мониторировали ситуацию во всех регионах. На самом деле выявлено 30 регионов, где выявлены серьезные организационные, логистические недоработки. Это и смещение сроков закупок, и неправильное проведение закупок, кроме того, неумение управлять товарными запасами. Как правило, это те регионы, где нет нормальной цифровой системы льготного лекарственного обеспечения, и организаторы здравоохранения не знают, на каких складах какие остатки, в каких медицинских организациях какие остатки. Пример, о котором говорил Владимир Владимирович, это Саратовская область…

В. Путин:

- Вы мне говорили про регион…

В. Скворцова:

- Это Саратовская область.

В. Путин:

- Точно, Саратовская область. Лекарств на складе полно, а в аптечной сети нет. Что касается денег, могу сказать, что особенно по онкологии значительное увеличение. Мы в два раза увеличили финансирование закупок препаратов по онкологии. Скажем, для химиотерапии 80 млрд. было, а сейчас 150. И онкология вообще выделена в отдельное направление в рамках нацпроекта «Здравоохранение».


Поделиться

Материалы по этой теме