Вернуть деньги или заменить товар. Как работает закон о защите прав потребителей
Сегодня в мире отмечается День защиты прав потребителей. С некачественными товарами или нарушениями при продаже или гарантийном обслуживании регулярно сталкиваются и жители нашей области. И всё чаще - такие дела выигрывают. Какие права есть у потребителей и как их отстоять?
Этот септик - мини очистные сооружения - Михаил Филиппов установил в прошлом году. Через некоторое время сломался клапан. Его поменяли по гарантии, однако рабочие попросили заплатить еще 1700 рублей якобы за выезд. Пенсионер отдал деньги, а потом проконсультировался с юристом, который пояснил, что гарантийные работы не требуют оплаты. Магазин, который высылал бригаду, вернуть деньги отказался.
«Я ему сказал, если вы законно мне говорите, я узнаю, в отдел прав потребителей обращусь, если мне скажут, что это законно, значит я от вас отстал, а если незаконно, я все равно пробью эту работу», - Михаил Филиппов.
С подобными уловками продавцов и подрядчиков Михаил сталкивается не впервые. В четырнадцатом году бригада прокладывала в его доме газовые трубы и ставила котел. Когда работа завершилась наполовину, хозяина попросили подписать акт, якобы уже все закончено. Он доверился людям, а потом добивался завершения работ через суд.
Судебная перспектива маячит и в деле Георгия Кузнецова. Два года назад он купил телефон, потом по гарантии продавец - крупная торговая сеть - меняла экран. После ремонта телефон работал плохо. Когда Георгий снова попытался отдать его продавцу по гарантии, ему заявили, что он сам ремонтировал аппарат в нелицензионном сервисе.
«Мы к суду идем, сейчас отправили документы, сейчас должны ответить, будем экспертизу телефона делать, чтобы точно вернуть средства за телефон», - Георгий Кузнецов.
С подобными случаями псковичи нередко приходят в общественную организацию "Наше право". В среднем в день сюда поступает около десяти обращений. Юристы напоминают, чтобы отстоять свои права, нужно прежде всего сохранять документы - чеки, договоры и расписки. Иначе - только в суд. А все претензии лучше оформлять письменно.
«Закон предусматривает сроки удовлетворения требований потребителя - возврат денег - 10 дней, замена товара на товар надлежащего качества 7 дней или срок гарантийного ремонта 40 дней. Эти даты исчисляются с момента предъявления требований потребителем, каким образом мы поймем, когда потребитель обратился к продавцу? Только когда он обратился в письменной форме», - Александр Алексеев, председатель псковской областной общественной организации защиты прав потребителей "Наше право".
Организация сотрудничает с Роспотребнадзором, который разбирается в самых сложных случаях. До 19 марта здесь работает горячая линия - специально ко Дню защиты прав потребителей.
«Существенной важной особенностью этого года стало увеличение обращений граждан на дистанционные способы приобретения товаров, через Интернет, через телефоны, дистанционным способом. Люди жалуются на качество, либо им привозят не то, либо не того качества, либо другие товары», - Ольга Кольцова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Псковской области.
На покупки в Интернете тоже распространяется закон о защите прав потребителей - поясняют в ведомстве. Но есть и исключения. Если при этом переводить деньги за товар на банковскую карту, закон уже не действует, и оспаривать сделку придется через суд.
В этом году в России изменились правила оказания услуг и продажи товаров, которые дают больше прав потребителям. Во-первых, теперь продавцы не могут запретить фотографировать товар. Во-вторых, отменены книги жалоб и предложений, но покупатели имеют право отправить претензию, например, на обслуживание, и получить официальный ответ.
Иван Павлов, Владимир Шагапов, Вести-Псков.