banner anim radio 2025 new

200-летнее дерево и уникальные технологии прошлого. Как восстанавливают иконостас храма Сорока Севастийских мучеников Золочение иконостаса из Печорского храма Сорока Севастийских мучеников выполнено на 95%. Как достигается идеальный глянец и кто хранит секрет французского рецепта реставраторов? Марина Михайлова узнавала. 200-летнее дерево и уникальные технологии прошлого. Как восстанавливают иконостас храма Сорока Севастийских мучеников

200-летнее дерево и уникальные технологии прошлого. Как восстанавливают иконостас храма Сорока Севастийских мучеников

Золочение иконостаса из Печорского храма Сорока Севастийских мучеников выполнено на 95%. Как достигается идеальный глянец и кто хранит секрет французского рецепта реставраторов? Марина Михайлова узнавала.

Живопись заменили золочением по решению экспертного совета. Девять херувимов разместятся над каждой иконой второго яруса иконостаса Сорока Севастийских мучеников в Печорах. Вместо поновления, выполненного студентами в 60-е годы прошлого столетия, белое золото - 23 карата. Классическая проба, закрепленная ГОСТом. Сейчас трудно поверить, но иконостас был в аварийном состоянии.

"Один из элементов иконостаса Сорока Севастийских мучеников, который пострадал при пожаре. Здесь видно, какие объемы утрат. Приходится локально заменять какие-то элементы, не подлежащие восстановлению, расчистки, шкуровки, компановки, лаки и золото", - Даир Каинбеков заместитель генерального директора реставрационной компании (Санкт-Петербург).

restavracia40much 2

Состояние резного убранства из растительных орнаментов было настолько плохим, что отдельные элементы разрушались даже от воздействия воздушной струи. За столетия дерево венцов с царских врат истончилось так, что стало почти невесомым. Иконостас-ровесник храма, построенного после войны 1812 года. Его спасают специалисты высшей квалификации из Санкт -Петербурга.

"Они разваливаются. Сейчас это только слои держат, высохшие слои. Снимем до дерева - слои начнет разваливаться. Сама древесина и очень усложняет, потому что ремонтопригодности практически нет. Ремонтопригодность, увы, 200 лет она исчезла. Поэтому аккуратненько снимаем то, что мы можем снять", - Сергей Никифоров, реставратор высшей категории (Санкт-Петербург).

В технологической цепочке каждый незаменим. Гавриила Васильевича называют мастером-золотые руки. Он спасает уникальную ажурную резьбу, устанавливает скрепляющие пластины из металла. Восстанавливает утраты с помощью составов, изготовленных по старым технологиям.

restavracia40much 3

"Специализируюсь по подготовке к позолоте. Самые сложные виды работ. Там, где требуется крепкая рука и острый глаз. На данном элементе задача первая стоит - укрепить его, прорезать пазы и установить арматуру в виде проволоки, где она позволяет, либо стальные пластинки. Потому что элемент очень слабый, при установке может просто не выдержать", - Гавриил Гельяшенко, реставратор (Санкт-Петербург).

Отреставрированные и покрытые позолотой элементы будут собраны в первоначальную конструкцию уже в храме, который сейчас тоже приводят в порядок. Работы планируется завершить в конце 2025 года.

Марина Михайлова, Игорь Тринеев. Вести-Псков


Поделиться

Материалы по этой теме