Запутали большим количеством информации и напугали тюрьмой. Псковичка чуть не стала жертвой мошенников
Технологии современные, а подходы - проверенные временем. Так можно описать мошеннические схемы в мессенджерах. О нейросетях на службе у преступников нам рассказала псковичка, которой удалось раскрыть обман якобы сотрудников ФСБ. Что выдало мошенников, расскажет Регина Кадырова.
- Я говорю, я не делала этот перевод. Дальше мне говорят, что не важно, делали вы этот перевод или нет. Вы уже себя скомпрометировали. С этим будут разбираться органы. Сейчас я вас переключаю на сотрудника Минцифры.
Началось все в шестом часу вечера с сообщения в популярном мессенджере с аккаунта под именем бывшего руководителя Юлии Михайловой. Сначала короткое, в одну фразу, аудиосообщение с просьбой прочитать документ. Потом фото письма от Рособрнадзора, где говорится о том, что сотрудники Федеральной службы безопасности хотят всех проконсультировать.
- Для меня принципиально, я не беру неизвестные номера ни в WhatsApp , ни в Telegram, но этот звонок был не на пустом месте.
После рекомендации от бывшего директора с Юлей начал общаться кто-то с аккаунта якобы сотрудника ФСБ. В какой-то момент консультация от контрразведчика превратилась в обвинение в финансировании экстремистов. Юлию переключили на сотрудницу Минцифры, которая и перешла от разговоров к делу.
"Мы должны сейчас с вами создать счет". Я говорю: "А как мы будем создавать счет? Как?" "По телефону. А вы в каком городе находитесь Я говорю: "Так вы же мне написали письмо". Такая небольшая пауза, и я чувствую, человек вот начинает нервничать. "Вы понимаете, это уголовная ответственность".
Задача мошенников, объясняет капитан псковской полиции Дмитрий Борников, запутать собеседника большим количеством информации, напугать тюрьмой или кражей денег. Заподозрить неладное пора, если звонящий торопит, требует ни в коем случае не класть трубку или сохранить разговор в тайне.
"Вас это должно насторожить. Почему это я не должен рассказать своим близким, что мне звонят сотрудники ФСБ? Почему я вообще не должен ни с кем не общаться? Должен постоянно находиться на связи. Если уже такое опасное мероприятие, если я подозреваюсь в уголовном деле, то, пожалуйста, давайте встретимся лично", - Дмитрий Борников, оперуполномоченный по особо важным делам Отдела по борьбе с киберпреступлениями УМВД России по Псковской области, капитан полиции.
А если дело касается Федеральной службы безопасности, то ее сотрудники четко следуют следующим правилам.
"Управление ФСБ России по Псковской области обращает внимание, что сотрудники ФСБ России никогда не пишут в мессенджерах, не присылают копии своих служебных удостоверений и не используют личные сбережения или кредитные средства граждан", - Виктория Парфенова, сотрудник пресс-службы УФСБ России по Псковской области.
Юлии Михайловой удалось понять, что происходит что-то странное. Она положила трубку и позвонила бывшей начальнице, которая и рассказала, что ничего не писала. В полиции специалисты по киберпреступлениям объясняют: сейчас легко подделать не только фото документа, но и голосовое и даже видеосообщение от человека. Поэтому как только начинается странный диалог, стоит взять паузу и с кем-то обсудить происходящее. Часто этого хватает, чтобы избавиться от гипноза мошенников.
Регина Кадырова, Сергей Дьяков. Вести-Псков
