Пострадавшие от ограничительных мер магазины одежды и обуви не могут получить поддержку от государства
Поддержку предпринимателей обсудят сегодня на заседании оперштаба под председательством губернатора области Михаила Ведерникова. За помощью к главе региона обратились более тысячи бизнесменов. Фактически они оказались без работы, но юридически их не могут признать пострадавшими от пандемии, а значит и претендовать на помощь они не могут. В чём камень преткновения, выясняла Ирина Коваленко.
«Смотрите, какие красивые платья! И вот на самом деле получили как раз накануне закрытия».
В сезон детских выпускных эти наряды разлетелись бы как горячие пирожки, но ни выпускных, ни покупателей, ни торговли. Уже два месяца отдел Елены Михайловой в торговом центре закрыт. Продавцы распущены по домам, а сама хозяйка ломает голову, откуда брать деньги.
ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: «Без денег сидим, вообще отказано нам в поддержке. С 90-х годов работаем, мы никогда у государства ничего не просили. Ничего, никогда! Вот сейчас, когда очень помощь нужна, нам отказали в помощи. И мало того, что мы не можем работать, и денег нет. То есть, на что жить-то? Вы понимаете? И работать не можем, и субсидий не дадим!»
В подобной тупиковой ситуации оказались сотни предпринимателей в Пскове. Как называют они сами себя еще с 90-х - рыночники. Работать в условиях пандемии им запрещено, а в субсидиях и налоговых льготах отказано.
ЕЛЕНА ЖУЛИНА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ: «Мы просто обанкротимся и выйдем на улицу ни с чем. Помимо того, что мы в 90-е сами себя заняли работой, обеспечили, на сегодняшний день свои семьи содержали. У нас еще продавцы есть, работники есть. Мы не можем аренду, налоги, мы не можем заплатить всякие страховые, пенсионные, медицинские взносы».
Причина массовых отказов в поддержке - так называемый код-классификатор видов экономической деятельности. При перерегистрации в налоговых органах многим предпринимателям автоматически присваивали обобщённый ОКВЭД - оптовая и розничная торговля. Сейчас выяснилось, что претендовать на поддержку могут только организации с детализированными кодами, попавшими в перечень пострадавших отраслей.
АРКАДИЙ МУРЫЛЁВ, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «Я считаю, произошло некое нарушение прав предпринимателей. Потому что не всегда эти ОКВЭДЫ предприниматель устанавливал себе сам. Они просто их не меняли и не обращали на это внимания, всё это было законно. Сейчас ситуация такая, что из-за этих ОКВЭДОВ они не могут воспользоваться мерами поддержки. Я считаю, это необходимо менять и уточнять».
Как выход из ситуации предприниматели видят возможность уточнения и изменения кодов ОКВЭД до 1 июня с тем, чтобы они могли претендовать на меры поддержки, действующие с 1 марта. Однако, в глобальном смысле это вряд ли решит проблему.
ЮЛИЯ ПОЖИДАЕВА, ДЕПУТАТ ПСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ: «Вопрос в том, что даже если они сейчас пройдут перерегистрацию ОКВЭДОВ, не факт, что их признают пострадавшими. Мы хотим, чтобы их отрасль полностью признали пострадавшей. Те торговые точки, которые были закрыты, которые не вели никакой деятельности. То есть по факту, кто пострадал, тому и должна оказываться поддержка».
О необходимости признавать пострадавшими все предприятия, выручка которых за первый квартал упала не менее чем на треть и при этом сохранено не менее 90% сотрудников, уже заявлял уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте Борис Титов. Предложения по поддержке всех фактически пострадавших предпринимателей направили в Федеральный центр и псковские власти.
Ирина Коваленко, Юрий Ильин