Интервью. Юрий Ширяев: Почему реставрация некоторых проектов так и остается нереализованной? Эфир 02.12.2021
Говоришь "Псков" - и подразумеваешь памятники архитектуры, многие из которых нуждаются в срочной реставрации. Однако вдохнуть жизнь в строение не всегда возможно. Почему некоторые проекты так и остаются нереализованными? Рассказал в интервью нашему телеканалу известный псковский архитектор Юрий Ширяев.
— Вопрос по поводу невозможности вторгаться в исторический объект, как-то меняя его. Насколько эта концепция, российская, разнится от того, что происходит, например, в Европе?
Юрий Ширяев, псковский архитектор: Когда смотришь на эти работы – думаешь: мы бы так могли, и могли бы и лучше. Но я бы не сказал, что это проблемой российская - это проблема нашего городка - в Москве в Питере, вот, «Студия 44» великолепно работает в этих условиях. Они к нам попали как бы на рынок. Но им удалось пройти вот эти все защитные препоны. Нам предписано, причём, нас не просят, а в приказном порядке, у нас должны присутствовать в архитектуре элементы модерна, эклектики и ампира. У нас хотят, чтобы мы делали имитацию конца 19 века и всё, ничего другого быть не может в Пскове. У нас Псков - это губернский город с некоторых пор, хотя городу, как мы знаем, уже больше 1000 лет. Губернский период занимает, там, два столетия, которые Спегальский называл «временами вандализма и варварства». Но он знал, о чём говорил. И вот эти все европейские стили, которые пришли в эти времена - красной линии и так далее, - это произвол, это всё очень удобно - как тогда было, как и сейчас.— Ну, согласитесь, ограничения всё-таки нужны?
Юрий Ширяев, псковский архитектор: Я не за то, чтобы их нарушать. Я за то, чтобы думать - ключевое слово «думать». Почему 9 м, почему не 9,5 м, например. В двух словах, Школьная, 16. Замечательный объект напротив церкви Ильи Мокрого - стоял дом, был объект живой, был проект, который благополучно был зарублен. После какого-то времени оказалось, что и предмета охраны уже не осталось - просто вот этой части не стало. И волей судьбы эта же работа мне же и попалась. Тогда, помню, что там было, и сейчас там уже стройка завершается. Но почему у нас на глазах этот памяти вместо того, чтобы включиться в современную жизнь, современную архитектуру - его просто не стало? И всё нормально – один спасли, бежим другой сохранять. Ничего нельзя сделать – только отреставрируй и живи. А вы спросили - в Европе почему по-другому? Сейчас объявлен конкурс закрытый на Четыре угла, квартал целый. Я принял участие, даже не рассматривал эти регламенты. Я попытаюсь сделать то, что хотелось бы, чтобы я там бы сделал. Высказался по полной. Скоро будут результат этого конкурса, и на 90% уверен, что его завернут, там что-нибудь победит, опять в стиле ампир.
Добавим, итоги конкурса на застройку Четырёх углов подведут в эту пятницу, «Вести» обязательно расскажут о результатах.
Вести-Псков