Воспоминания ребенка войны из Пыталово Галины Егоровой о голодном блокадном детстве
Блокадный Ленинград и голодное детство - такие испытания выпали на долю Галины Егоровой - представителя поколения детей войны, которая живёт в Пыталово. На начало Великой Отечественной ей было всего пять лет. Воспоминания очевидца - в материале Ивана Павлова.
22 июня пятилетняя Галя Егорова вместе с мамой и младшим братом была в Ленинграде. Из-за вторжения фашистов не состоялось свидание семьи с репрессированным в 1938 году главой семейства. Первые события блокады Ленинграда Галина Никитична почти не помнит, война для нее началась с обстрела немецким самолетом. Вместе с другими детьми они играли у пожарного мостика на Черной речке.
ГАЛИНА ЕГОРОВА, РЕБЕНОК ВОЙНЫ: «Вдруг из-за леса, парка, деревьев на бреющем полете самолет, ну а малыши откуда знают, чей это самолет, панамки сняли, приветствуем, вдруг по нам как застрочил он, все побежали в разные стороны. Кто-то меня схватил, оказалось под мостиком солдаты спрятались, один из солдатов пожалел меня - выскочил и спрятал меня под мостиком».
Все платье - рассказывает она - было прострелено, но Галина уцелела. От нервного потрясения потеряла память, перестала узнавать маму и полгода провела в больнице. А когда память вернулась, к зиме, в Ленинграде начался голод. 125-граммовую пайку иногда приходилось отдавать младшему брату, семья пыталась есть лепешки из солидола, опилок и горчичного порошка. Спасение пришло к весне - Галину, брата и маму эвакуировали по дороге жизни.
ГАЛИНА ЕГОРОВА, РЕБЕНОК ВОЙНЫ: «Отправляли нас с Финского вокзала, давали обед горячий, похлебку, хлеба не 125 граммов, а 150 дали на каждого человека. Ехали, на озере стояла на поверхности вода, обстрел был страшный, кто-то погиб, часть умерли, пока ехали».
После эвакуации семью отправили в Первоуральск. Истощенную и больную Галину по пути забрал к себе в деревню дядя - мать с трудом прокормила бы двоих детей. Остаток войны Галя провела в Ленинградской области.
ГАЛИНА ЕГОРОВА, РЕБЕНОК ВОЙНЫ: «Во время войны, несмотря на то, что у дяди хозяйство было, голодно было очень, а на Урале они, конечно, голодали. И даже приехав туда, после эвакуации, какие тряпки были, мама все продала за кусок хлеба, чтобы поддержать брата особенно, потому что признали у него непорядок с сердцем».
Голод и страдания сказались на здоровье - медкомиссия не позволила Галине Никитичне поступить в горный техникум после семи классов. Окончив десять, она прошла конкурс в Псковский педагогический институт и всю жизнь отработала учителем в Пыталово. Сейчас Галина Егорова больше всего сожалеет, что не считается жителем блокадного Ленинграда, но гордится, что принадлежит к поколению детей войны - пережившему трудности и сохранившему воспоминания о Великой Отечественной.
Иван Павлов, Иван Лопаев