Жизнь в оккупации, партизаны и побег из лагеря: история псковички Зинаиды Константиновой Воспоминаниями о Великой Отечественной войне в нашем цикле сюжетов к 80-летию Великой Победы поделилась псковичка Зинаида Константинова. Она успела пожить в оккупации, поночевать в партизанских окопах, отправиться в немецкий лагерь и сбежать во время перевозки. С малолетней узницей познакомилась Регина Кадырова. Жизнь в оккупации, партизаны и побег из лагеря: история псковички Зинаиды Константиновой

Жизнь в оккупации, партизаны и побег из лагеря: история псковички Зинаиды Константиновой

Воспоминаниями о Великой Отечественной войне в нашем цикле сюжетов к 80-летию Великой Победы поделилась псковичка Зинаида Константинова. Она успела пожить в оккупации, поночевать в партизанских окопах, отправиться в немецкий лагерь и сбежать во время перевозки. С малолетней узницей познакомилась Регина Кадырова.

- Как говорят, жизнь есть жизнь. А что поделаешь?

С тем, что произошло в начале июля 1941 шестилетняя Зина Константинова, действительно, ничего поделать не могла. В деревню Глухой Погост, где жила ее семья, вошли немецкие войска.

"Идем, наставлены машины по деревне. А я же не понимаю, ну немцы и немцы, что за немцы? Сами понимаете. Приходим, во дворе с пистолетов стреляют кур, щипают тут, варят и костер разведен во дворе. А я говорю сестре: "Как же костер горит - дом же сгорит?". Сестра мне: "Молчи!", а они: "Кляйн, кляйн!", - Зинаида Константинова, бывшая несовершеннолетняя узница концлагеря.

Зинаида Ивановна родилась пятой в большой семье. Отцу к началу Великой Отечественной было около 40, за плечами: Финская война. Почти сразу после входа немцев, он ушел в партизаны. Через какое-то время, опасаясь мести нацистов, забрал семью с собой в землянку в партизанском лагере.

"Вы верите? Честно вам говорю, вот такие большие ящерицы бывали и спим - не на чем спать. Вот такие ящерицы, бывало, по рту ползают, мама нам завяжет рот, чтоб ящерицы не влезли", - Зинаида Константинова, бывшая несовершеннолетняя узница концлагеря.

VMZ Uznitsa KonstantinovaК 1943 году, когда наши войска перехватили инициативу на поле боя, немцы вышли на расположение партизанского лагеря под Порховом. Мама Зинаиды Константиновой успела увести детей из окопа ближе к селу, но там их уже ждал известный многим сценарий: погрузка в грузовики и дорога в концлагерь. Но на литовской станции Поневежис на поезд налетели самолеты и разбомбили эшелон. Пленники бросились врассыпную к ближайшим лесам.

"Вот траншеи какие-то прорыты. В дом какой зайдем - не пускают эти литовцы, а мы боялись их. И другой раз женщина даст нам хлебца немного, и мы рады. Так и болтались мы, пока не вступили наши", - Зинаида Константинова, бывшая несовершеннолетняя узница концлагеря.

Получается, маленькая Зина с братьями и сестрами, среди которых недавно рожденные двойняшки, непосредственно в лагерь так и не попала. Но семье от этого легче не было. После освобождения в середине 1944 года, мать с девятью детьми снова вернулась в окопы, но уже на родине. Так пришлось выживать, пока не пришел отец и не отстроил новый дом.

"В конце войны два брата умерли. Тиф. И я болела, у нас вся семья болела в конце войны. Умерли трое в один год, а шесть человек так и проживали. Я сейчас осталась из девяти одна, восемь - все умерли", - Зинаида Константинова, бывшая несовершеннолетняя узница концлагеря.

Недавно Зинаида Ивановна отметила 90-летний юбилей. Всю жизнь она трудилась маляром-штукатуром. Отстраивала Псков, когда-то уничтоженный фашистами. Заслуженные медали сейчас на груди не носит, они слишком давят на больное сердце. В конце концов, самые важные награды в ее жизни сейчас - дети и внуки.

Регина Кадырова, Андрей Добриян. Вести-Псков


Поделиться

Материалы по этой теме