Ему было 13, когда началась война. История Генриха Татарникова
Когда началась Великая Отечественная война Генриху Татарникову было всего 13 лет. Сейчас жителю Пскова - 95. Он помнит бомбардировки, эвакуацию и не понаслышке знает про голод в тылу. Как и отец, хотел отправиться на фронт, но не успел. Из-за юного возраста День Победы встретил в учебке. О страшных событиях своего детства Генрих Татарников рассказал Александре Векуа.
- В 1942 году мы впервые попали под бомбежку.
Первая бомба упала в полусотне метров от дома Генриха Татарникова. Его семья тогда жила в Астрахани. Взрыв и гул сирен сильно напугали младшую сестру и маму. Мальчик спрятал их в подвале и бросился на улицу.
- Я побежал к тому месту - там увидел двух женщин, двух мужчин. У одного ноги перебиты, другой в горячке еще, живот распорот от осколка, у одной женщины снесло верхнюю часть черепа. Вторая женщина несла помидоры в сетке, и ей попал осколок в бок, все разворотило - торчало легкое.
После смертоносного взрыва город начали регулярно бомбить, вспоминает Генрих Павлович. Было много убитых и раненых. Параллельно шла эвакуация жителей. Семья Татарниковых и еще четыре сотни человек покинули Астрахань на барже.
- Эту баржу потянул речной буксир – колесный, и он остановился - километров 20 вниз по Волге прошли, и он причалил баржу нашу к берегу напротив нефтебазы.
На эту нефтебазу тоже налетела вражеская авиация. Бомбы сыпались градом. Судно уцелело, правда осколки от снарядов убили больше пятидесяти человек.
- Началась паника. Я вскочил и рядом увидел осколок. Этот осколок врезался в фальшборт и упал рядом. Величиной с ладонь. Миллиметров 7 толщиной - если бы я остался стоять, он бы меня пополам перерубил.
Под угрозой бомбежки баржа две недели плыла по Волге. Еще через месяц семья попала в Ташкент. Отец прошел военную переподготовку и уехал на фронт, а Генрих с мамой и сестрой остались трудиться в тылу. Взрывов не было, но пришлось голодать. Особенно было тяжело, когда из комнаты украли все вещи и продуктовые карточки.
- Голодали там целый месяц, пока не получили новые карточки. Болтушку из кукурузы варили, кукурузу мельчили в ступе и делали похлебку, потом было там растение - джугара - это тоже вроде гречневой каши только белого цвета.
Зимой 44-го семья уехала к сестре матери, где Генрих Павлович усердно трудился в колхозе. А когда юноше исполнилось 17 его призвали в армию - в артиллерийскую часть. Вместе с товарищами Генрих рвался на фронт, но шесть месяцев пришлось служить в учебке. Там и встретил радостную весть об окончании войны.
Александра Векуа, Сергей Дьяков. Вести-Псков