Прятались в лесу без еды и крова - жительница Гдова Александра Афанасьева вспоминает о военном детстве О том, как прятались в лесу без еды и крова во время оккупации, вспоминает жительница Гдова Александра Афанасьева. Она родилась в сорок первом году и о происходившем помнит со слов мамы. Прятались в лесу без еды и крова - жительница Гдова Александра Афанасьева вспоминает о военном детстве
Прятались в лесу без еды и крова - жительница Гдова Александра Афанасьева вспоминает о военном детстве

Прятались в лесу без еды и крова - жительница Гдова Александра Афанасьева вспоминает о военном детстве

О том, как прятались в лесу без еды и крова во время оккупации, вспоминает жительница Гдова Александра Афанасьева. Она родилась в сорок первом году и о происходившем помнит со слов мамы.

- Мы жили в деревне, там у нас не землянки, но такие сделаны похожие, потому что немцы сожгли всю деревню и хотели всех людей сжечь.

С началом оккупации жизнь в деревне сильно изменилась, рассказывает Александра Афанасьева. У деревни был староста, который однажды сдал немцам советскую диверсионную группу. Солдат, заброшенных в тыл, расстреляли вместе со старостой, а деревню сожгли. Из-за чего маме Александры Михайловны вместе с тремя детьми пришлось буквально жить в лесу.

АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВА: «По кустам везде водили, мама говорит, меня как завернута была в одеяле - потеряли ночью в лесу. А потом говорит ходили с фонариком искали, где я в одеяльце - нашли. По мхам везде прятались от немцев».

Если от немцев еще можно было спрятаться в лесу, то холод и голод - были вечными спутниками.

АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВА: «Помню, как мы маленькие собирали ходили по полю картошку, уже картошка была мороженая, но тогда такие преснушки пекли с ней. И потом собирали крапиву суп варить, есть то нечего было».

В самом Гдове, сильно разрушенном, тем временем часто проводились казни, в нечеловеческих условиях содержались пленные.

АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВА: «Носили мы хлеб туда, кусочками, не с чего носить, но носили. Какие-то может картошины, так нельзя было через проволоку передать, что застрелят и тебя. Бывало, что приходилось им передавать».

Когда немцы под натиском Красной армии оставили Гдов, семья вернулась в сожженную деревню. В мае сорок пятого пришла весть - фашисты повержены.

АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВА: «Ну деревня, когда все узнали, какая радость была и плясали и пели… Ну мы еще какие были, но мы это все видели и плясали и пели и радости было не знаешь сколько».

Когда Александра Михайловна пошла в школу - не было одежды. Пришлось перешивать старые обноски, шапку шить из заячьей шкуры.

АЛЕКСАНДРА АФАНАСЬЕВА: «В этой шапке, а у нас собака была, растрепала эту шапку - я очень плакала. В школе сидели, есть нечего, голодные. Жмыхи ели, то черные какие-то, то коричневые - вытащишь за партой и грызешь».

После окончания школы без промедления сразу на работу. Такова была судьба послевоенных поколений — восстанавливать мирную жизнь на своей земле.

Андрей Удалов


Поделиться

Материалы по этой теме

Телевидение

Logo R1 Pskov 2017 Logo R24 Pskov 2017