Имена двух красноармейцев удалось установить участникам студенческой «Вахты памяти» в Колотушино
Установлены имена двух красноармейцев, погибших в концлагере для военнопленных и мирных жителей в деревне Колотушино в годы Великой Отечественной войны. Это Василий Семенович Куприянов и Иван Кузьмич Тюков, значившиеся пропавшими без вести в 1941 и 1942 годах. Их имена удалось узнать по медальонам, найденным поисковиками на одиннадцатой студенческой «Вахте памяти», которая сейчас проходит в Дновском районе. На месте бывшего концлагеря и раскопах с захоронениями побывала корреспондент Ирина Коваленко.
Это так называемые хозяйственные ямы немцев. Сюда фашисты сбрасывали одежду, обувь и личные вещи мертвых пленников. Самые ценные находки, которые удается обнаружить поисковикам - это предметы с высеченными именами (например, посуда). И, конечно же, солдатские смертные медальоны. Один из них нашла в этой яме студентка из Казани Лия Тарасова. Открывать капсулу без экспертов поисковики не рискуют и бережно хранят ее.
«Это был мой первый медальон, и я испытала большую радость. Надеюсь, он прочитается», - Лия Тарасова, поисковик отряда «Красная стрела», студентка Казанского инновационного университета.
Всего с начала экспедиции поисковикам удалось обнаружить 18 медальонов. К сожалению, большинство из них пустые. Львиная доля находок в таких ямах свидетельствует о том, что узниками были военнопленные. Однако часть вещей явно принадлежала мирным жителям. Например, вот этот кружок. Когда-то он скорее всего был частью декора гражданской одежды. Большинство этих поисковиков уже работали на боевых раскопах. На месте концлагеря впервые.
«Конечно, энергетика здесь немножко отличается. Понимаешь, что это сейчас здесь большой красивый лес, а что происходило тогда... Почти 30 тысяч наших военнопленных, партизан, мирного населения прошли через... Через что они здесь прошли. Это, конечно, психологически сложно», - Вадим Журавлев, руководитель межрегиональных поисковых студенческих экспедиций.
А это уже место захоронения узников. На эти ямы тяжело даже просто смотреть со стороны: в них останки десятков замученных пленников. Поисковики с крайней осторожностью извлекают из земли каждого по отдельности.
«Они были взяты в плен и были замучены. То есть видны и следы, как их били, и что некоторых полуживых сбрасывали. И когда представляешь эту картину, когда идешь пешком до раскопа, что их также вели, это на самом деле дает некоторый трепет такой моральный», - Елизавета Ивасенко, председатель Ассоциации студенческих поисковых отрядов Поискового движения России.
Воспоминания местных жителей о концлагере Колотушино Владимир Гецацзе собирает уже много лет. Он же по бездорожью доставил нашу съемочную группу до места работы поисковиков.
«По рассказам местных жителей, в день примерно погибало по 30 человек. И когда мы начали раскапывать каждое захоронение, каждую яму, она содержала где-то 27-30 человек и более», - Владимир Гецацзе.
Такая масштабная межрегиональная поисковая экспедиция студенческих отрядов проходит в нашей области впервые. На «Вахте памяти» в Колотушино работают студенты более чем из двадцати субъектов - от Хабаровска до новых регионов.
«Мы, люди из Донецка, мы не понаслышке знаем, что такое война, и хотим, чтобы люди помнили о героях Великой Отечественной войны. Почтить память, прежде всего, захоронить останки», - Дарья Бойко, поисковик объединения «Донбасс», студентка Донецкого филиала «Волгоградской академии МВД РФ».
С начала «Вахты памяти» поисковики подняли останки 35 человек.
«В целом, я думаю, что здесь еще не один год работы, потому что сами видите масштаб работ. И масштаб бедствия того времени колоссальный. И я думаю, что, может быть, даже и нашим детям придется еще завершать эту трагическую историю, трагическую страницу», - Анна Шуняева, руководитель ПО ВППОО «След «Пантеры».
«Вахта памяти» в Колотушино проходит в рамках проекта «Без срока давности». Все найденные останки будут переданы в Следственный комитет. А в субботу в Дновском районе торжественно перезахоронят прах более ста узников, поднятых здесь в прошлом году.
Ирина Коваленко, Кирилл Мосин. Вести-Псков
