Вернуть первозданный вид. Студенты со всей страны проводят исследования в Никольском храме Студенты архитекторы-реставраторы из семи регионов страны продолжают работать на объектах культурного наследия Псково-Печерского монастыря. В рамках научно-образовательного проекта «Псковская архитектурная школа» ребята проводят натурные исследования в Никольском храме. Такая уникальная практика организована Союзом реставраторов России совместно с региональным Комитетом по охране объектов культурного наследия, Псковской епархией и некоммерческой организацией «Возрождение объектов культурного наследия в Псковской области». Репортаж Анастасии Николаевой. Вернуть первозданный вид. Студенты со всей страны проводят исследования в Никольском храме
Вернуть первозданный вид. Студенты со всей страны проводят исследования в Никольском храме

Вернуть первозданный вид. Студенты со всей страны проводят исследования в Никольском храме

Студенты архитекторы-реставраторы из семи регионов страны продолжают работать на объектах культурного наследия Псково-Печерского монастыря. В рамках научно-образовательного проекта «Псковская архитектурная школа» ребята проводят натурные исследования в Никольском храме. Такая уникальная практика организована Союзом реставраторов России совместно с региональным Комитетом по охране объектов культурного наследия, Псковской епархией и некоммерческой организацией «Возрождение объектов культурного наследия в Псковской области». Репортаж Анастасии Николаевой.

Устроенная еще в 16 веке стараниями преподобномученика Корнилия Никольская церковь нетипична для Псковщины: храмы обычно располагали недалеко от ворот, - этот же возвышается прямо над ними. За годы существования перемен здесь было немало. Традиции храмового зодчества тесно переплелись с оборонно-крепостными. Церковь объединили с защитным сооружением - сторожевой башней, в которой теперь находится второе пространство для проведения служб. Здесь и работают сегодня студенты.

«Сложностей очень много, потому что если бы это была проектная реставрация, мы бы получили разрешение на вскрытие фасадов, зондажи, шурфы. А тут получается, что мы можем только глазами посмотреть памятник, не можем вскрывать, не можем трогать», - Мария Кучерявых, научный руководитель проекта «Псковская архитектурная школа»

Зарисовки, обмеры, фотофиксация, изучение архивных материалов - основные методы исследования. Руководители проекта - практикующие архитекторы-реставраторы помогают ребятам разобраться, что из существующего - новодел, а что - исторически верно. Задача студентов - выявить проблемы, проанализировать и предложить свои проектные решения.

«Ребята свободны от каких-то договорных или там любых рамок. Они пришли - у них свежий взгляд. Главное, что увидели сами проблему - появляется реакция, появляются идеи. Сейчас мы им поможем эти идеи превратить в некие проектные формы», - Александр Урадовских, научный руководитель проекта «Псковская архитектурная школа»

Диссонирующие элементы удается выявить сразу. Многочисленные ремонты за 500 лет образовали «шубу» из слоев отделки, которая скрывает подлинную пластику фасада. Паркет и освещение в храме тоже неисторичны. Паникадило в стилистике 19 века не вписывается в интерьер допетровской эпохи. Ребятам нужно предложить гармоничные решения, соответствующие духу первозданного храма. В своем проекте Кирилл Пестерев перекрашивает водостоки агрессивного цвета и темные перила на светлые. Меняет и территорию возле храма.

«Гранит здесь не слишком уместен, мы хотим сделать что-то более историческое или аутентичное, то есть ни что-то вот столичное из Санкт-Петербурга с Невского проспекта, а что-то, что могло быть тут в теории, что-то похожее, возможно, или вот такое. То есть это более аутентично, на наш взгляд, может даже с травкой», - Кирилл Пестерев, студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

Студент-искусствовед Никита Ермолаев признается: такие выездные практики - опыт незабываемый.

«Пытаешься представить, наверное, даже средневековую логику, почему вот здесь было пять дверей, чтобы задержать неприятеля, или почему подземный вот этот проем, по которому спускались лошади, он такой узкий и странный. То есть пытаешься прочувствовать себя человеком того времени и действительно раскрыть может быть не только такие научные детали, но и что-то в себе, наверное, мироощущение какое-то», - Никита Ермолаев, студент-искусствовед Высшей Школы экономики

Сейчас региональный научно-производственный центр по охране памятников разрабатывает проектную документацию реставрации объектов Печерского монастыря, в том числе и этого Никольского храма. Лучшие идеи студентов «Школы реставраторов» будут учтены и получат реальный шанс на воплощение в жизнь.

Анастасия Николаева, Иван Лопаев. Вести-Псков.


Поделиться

Материалы по этой теме