Искали почти 80 лет. Как поисковикам удалось найти место крушения самолета ИЛ-2? Ежегодно в ходе поисковой работы на территории Псковской области, где шли ожесточённые сражения, поднимают до семисот павших защитников Родины. Имена некоторых удаётся установить. Тогда появляется шанс найти родственников и близких героев. Так, тело пилота Левана Чанкотадзе, чьи останки обнаружили поисковики в прошлом году в Кокшинском болоте Пыталовского района, будет захоронено на родной земле в Грузии. Найти внука удалось буквально за несколько дней. Родственников стрелка Федора Зимина сегодня ещё разыскивают. Как удалось обнаружить самолёт, который не могли найти почти 80 лет расскажет Игорь Данилов. Искали почти 80 лет. Как поисковикам удалось найти место крушения самолета ИЛ-2?
Искали почти 80 лет. Как поисковикам удалось найти место крушения самолета ИЛ-2?

Искали почти 80 лет. Как поисковикам удалось найти место крушения самолета ИЛ-2?

Ежегодно в ходе поисковой работы на территории Псковской области, где шли ожесточённые сражения, поднимают до семисот павших защитников Родины. Имена некоторых удаётся установить. Тогда появляется шанс найти родственников и близких героев. Так, тело пилота Левана Чанкотадзе, чьи останки обнаружили поисковики в прошлом году в Кокшинском болоте Пыталовского района, будет захоронено на родной земле в Грузии. Найти внука удалось буквально за несколько дней. Родственников стрелка Федора Зимина сегодня ещё разыскивают. Как удалось обнаружить самолёт, который не могли найти почти 80 лет расскажет Игорь Данилов.

- В таком состоянии двигатель мы никогда не видели. На самом деле он в очень хорошем состоянии.

poiskoviki 2

Болото фактически законсервировало самолёт вместе с экипажем на долгие 77 лет. Благодаря такой сохранности, в точности можно было узнать имена членов экипажа, время и место последнего вылета. Причём обнаружить двигатель целиком поисковики даже и не мечтали. Изначально они увидели только редуктор.

«Оказалось, это не обломок, а полностью агрегат в сборе с двигателем. Пришлось обкапывать. Как я говорил, устанавливать опоры и поднимать его на поверхность», - Андрей Гришкевич, заместитель командира поискового отряда "Поиск 97".

Затем несколько километров везли до суши. О том, что где-то в болоте лежит подбитый фашистами ИЛ-2 было известно много лет, но точного места никто не знал. Поисковики по квадрату, метр за метром изучали территорию, но, рассказывают, обнаружить точное место удалось случайно.

«70 процентов - это найти самолёт, а 30 - это его поднять. Конечно, никакого оборудования у нас не было, опыта тоже, только по слухам. Мы могли побеседовать со старшими товарищами, потому как самая сложность была в том, что самолёт находится в 6 километрах от края болота. То есть дойти уже проблема», - Дмитрий Ершов, командир поискового отряда "Поиск 97".

Чтобы начать работы, пришлось приобрести небольшой вездеход и другую технику. Вахта памяти стартовала в мае прошлого года, в такой масштабной операции участвовали сразу несколько отрядов, даже из Ямало-Ненецкого автономного округа. Ежедневно всё начиналось с одного и того же - осушения места раскопок. Детали самолёта начали поднимать почти сразу, но главное было найти бойцов.

«Так случилось, что в день России мы подняли останки лётчика-стрелка и документы стрелка. Радость была, не передать словами. То, зачем мы туда приехали, практически всё было сделано», - Дмитрий Ершов, командир поискового отряда "Поиск 97".

Экипаж самолёта состоял из двух человек, пилот - Левон Чанкотадзе, стрелок - Фёдор Зимин. Их останки сейчас изучают сотрудники Следственного комитета. Внука пилота нашли почти сразу, он живёт в Грузии. А вот найти информацию о стрелке удалось случайно. Поисковики наткнулись на статью о бывшем работнике завода имени Киркижа в городе Ковров, её готовили сотрудники предприятия примерно в одно время с поисковыми работами. Но тогда даже подумать не могли, что в тысяче километров от Владимирской области нашли останки Фёдора Зимина.

«Вот как раз личные документы Ивана Зимина, которые сохранили работники архивной службы нашего управления по работе с персоналом. Вот сведения о его ближайших родственниках, о которых он обязан был написать», - Владимир Никулин Заведующий техноцентром завода имени Дегтярева.

Молодого фрезеровщика призвали в армию в сороковом году. Волей судьбы он стал стрелком пулемёта, их изготавливали как раз на родном предприятии. Информацию о каждом работнике на нынешнем заводе имени Дегтярёва бережно хранят. Есть и адрес, на который в 44-м году матери красноармейца Зимина пришла похоронка.

«Мы не его родственники, мы живем здесь с 94 года, я читала эту статью и мне сегодня звонили из управляющей компании, я попытаюсь найти соседей, которые здесь старожилы, более 30-40 лет жили, но к сожалению люди уходят», - Ольга Тимонина, хозяйка квартиры.

Завести семью герой освобождения Псковской земли так и не успел, а чтобы найти ближайших родственников придётся провести целое расследование.

«Несомненно, есть попытки до сих пор выйти на родственников Зимина. Прямых наследников не осталось, но у него были двоюродные браться, тёти, дяди. Да, сменилось несколько поколений за это время. Давно уже нет в живых их матери, двоюродных братьев тоже мало шансов, что люди столетнего возраста сейчас. Сменились фамилии», - Владимир Никулин Заведующий техноцентром завода имени Дегтярева.

Но даже если родственники не откликнутся, останки в любом случае будут захоронены в родном Коврове. Этим займутся сотрудники завода, где когда-то работал Фёдор Зимин.

Игорь Данилов, Максим Бешли, Александр Сыпченко, Егор Герасимов.


Поделиться

Материалы по этой теме