Предреставрационные работы проходят в Снетогорском монастыре. Какими красками работали мастера в XIV веке - ответ нашёлся на фресках Какими красками в XIV веке работали мастера, создавая росписи самого древнего из сохранившихся памятников фресковой живописи псковской школы. В храме Рождества Богородицы Снетогорского монастыря работают реставраторы. Исследуют физико-технический состав красочного пигмента, делают пробные раскрытия, укрепляют красочный слой. Все это - предпроектные работы будущей большой реставрации. Марина Михайлова подробнее. Предреставрационные работы проходят в Снетогорском монастыре. Какими красками работали мастера в XIV веке - ответ нашёлся на фресках
Предреставрационные работы проходят в Снетогорском монастыре. Какими красками работали мастера в XIV веке - ответ нашёлся на фресках

Предреставрационные работы проходят в Снетогорском монастыре. Какими красками работали мастера в XIV веке - ответ нашёлся на фресках

Какими красками в XIV веке работали мастера, создавая росписи самого древнего из сохранившихся памятников фресковой живописи псковской школы. В храме Рождества Богородицы Снетогорского монастыря работают реставраторы. Исследуют физико-технический состав красочного пигмента, делают пробные раскрытия, укрепляют красочный слой. Все это - предпроектные работы будущей большой реставрации. Марина Михайлова подробнее.

Бесценные росписи 1313 года они называют «фресковой декорацией». Исследуют и спасают их уже десятки лет. Болевые точки определяют, как врачи. Аккуратно простукивают - сантиметр за сантиметром, - чтобы выявить отставание красочного слоя от штукатурки. С помощью современного оборудования выявляют химический состав пигмента, удаляют высолы, делают пробные расчистки, там, где еще не удалена побелка, скрывающая росписи. Вручную укрепляют грунт. Известково-казеиновый раствор замешивают сами по традиционным методикам. Работают только материалами, приближенными к авторским.

«Убеждаемся, что там отстает пласт штукатурный от кладки, и на этом участке делается инъектирование укрепляющим составом. Делается инъекционное отверстие, нагнетается туда раствор при помощи шприца в последнее время, и прижимается этот пласт штукатурный и отверстие заделывается», - Татьяна Федоренко, художник-реставратор

Реставрация ведется с момента обнаружения росписей в начале XX века. Расцвет реставрации пришелся на 80-е - когда работами руководил искусствовед Владимир Сарабьянов. Рождество Богородицы, Праздники, Вознесение Господне, сцены страшного суда. Верхние зоны росписей демонстрируют конечный результат, к которому придут реставраторы. А сейчас - в палатках на хорах ситуация остро-аварийная: древняя штукатурка осыпается, отходят от грунта орнаменты в нижних частях фресок.
Особые надежды на новый проект реставрации. Миру откроются фрески, скрытые под кровлей. Их не видел никто кроме специалистов. Фрагмент над алтарем - XIV век - находится под побелкой. Иллюстрация Апокалипсиса - век XVII. Из-за конструкции кровли подобраться к ним не могут даже реставраторы.

«Здесь уже нужны решения конструкторов и архитекторов-реставраторов. Мы надеемся, что перекрытие дьяконника будет разобрано, восстановлена конха. Таким образом, эта живопись на западной стене дьяконника в люнете окажется уже в интерьере - тогда мы сможем ее сохранить», - Дарья Скобцова, художник-реставратор

Публикация новых материалов по фрескам Снетогорского монастыря - один из этапов будущей работы. В проектную документацию будут включены исследования химиков и предложения реставраторов. Результаты подготовят к осени.

Марина Михайлова, Денис Алексеев. Вести-Псков


Поделиться

Материалы по этой теме